Авиадесантная САУ |
АСУ-76 |
АСУ-57 |
СУ-85 |
Год выпуска |
1949 |
1951 |
1960* |
Масса, т |
5,8 |
3,3—3,35 |
15,53 |
Экипаж, чел. |
3 |
3 |
4 |
Высота, м |
1,575—1,6 |
1,46 (по тенту) |
1,91 — 1,935 |
Длина с пушкой, м |
4,67 |
5,75 (с Ч-41), 4,995 (с Ч-51М) |
8,435 |
Длина по корпусу, м |
3,9 |
3,48 |
6,24 |
Ширина, м |
2,34 |
2,08 |
2,97 |
Клиренс, м |
0,3 |
0,3 |
0,42 |
Толщина брони, мм |
|||
- лоб корпуса |
13 |
6 |
45 |
- борт |
6 |
4 |
13—15 |
- корма |
6 |
5 |
6 |
Вооружение: |
|||
Пушка |
|||
- марка |
Д-56С |
Ч-51, Ч-51М |
Д-70 |
- калибр, мм |
76 |
57 |
85 |
Пулеметы |
|||
- количество х калибр, мм |
1x7,62 (возимый) |
1x7,62 (возимый) |
1x7,62 (спаренный) |
Скорострельность пушки, выстр./мин |
7—12 |
6—10 |
6—7 |
Боекомплект, шт. |
|||
- снарядов |
30 |
30 |
45 |
- патронов |
1000 |
1000 |
2000 |
Двигатель: |
|||
- марка |
ГАЗ-51Е |
М-20Е |
ЯАЗ-206В |
- тип (число цилиндров) система охлаждения |
К (6) В** |
К (4) Ж** |
Д (6) Ж** |
- мощность, л.с. |
78 |
50 |
210 |
- удельная мощность, л.с./т |
13,4 |
15,1 |
13,5 |
Запас топлива, л |
180—250 |
140 |
400 |
Ширина трака гусеницы, мм |
260 |
204 |
360 |
Шаг трака гусеницы, мм |
105 |
86 |
128 |
Удельное давление на грунт, кг/см2 |
0,44 |
0,35 |
0,57 |
Максимальная скорость, км/ч |
45 |
45 ' |
45 |
Запас хода по шоссе, км |
220—235 |
200—250 |
330—360 |
Минимальный радиус поворота, м |
1,9 |
1,9 |
2,6 |
Преодолеваемые препятствия: |
|||
- угол подъема |
30° |
30° |
30° |
- угол крена |
29° |
24° |
20° |
- ширина рва, м |
- |
1,4 |
2,5 |
- высота стенки, м |
- |
0,7 |
0,7 |
- глубина брода, м |
0,65 |
0,5 |
1,0—1,3 |
Радиостанция |
10РТ-12 |
10РТ-12 |
Р-113 |
* Выпуск СУ-85 в полузакрытом варианте начался в 1956 г.
** К — карбюраторный, Д — дизельный, В — воздушное, Ж — жидкостное охлаждение.
Когда СУ-85 только поступала на вооружение, уже готовился к первому полету транспортный самолет Ан-12, способный перевозить такую машину. При погрузке в самолет торсионная подвеска выключалась с помощью приспособления, имевшегося в ЗИП машины, после выгрузки самоходка переводилась из походного в боевое положение за 1—1,5 мин. СУ-85 рассчитывалась прежде всего на посадочное десантирование — выгрузку из самолета на ВПП, что ограничивало возможности ее боевого применения. Боеприпасы десанту с самоходками СУ-85 могли сбрасываться с самолета Ан-12Б: на платформе ПП-128-5000 с многокупольной системой МКС-5-128М мог, например, десантироваться автомобиль ГАЗ-66 с упакованными в ящики 85-мм выстрелами в кузове.
В 1960-е гг. воздушные десанты (в том числе высаживаемые в оперативную глубину построения противника) стали постоянным элементом оперативного построения армий. Возросла глубина десантирования, повысились требования к быстроте высадки, к продолжительности самостоятельных действий.
Это требовало выброски бронемашин уже в составе парашютного десанта. С 1961 г. развернулись большие работы по расширению боевых возможностей средств десантирования и воздушной транспортировки боевой техники. С принятием платформы П-16 (полетный вес платформы до 21000 кг) появилась и возможность десантировать СУ-85 из самолета Ан-2 как посадочным способом, так и на платформе с многокупольной системой. Но на смену самим АСУ уже шли боевые машины нового поколения.
СУ-85 поставлялись в Польшу, а в 1967 г. участвовали (на арабской стороне, естественно) в арабо-израильской войне, известной как «Шестидневная». Опыт боевого применения показал необходимость самообороны машин от штурмовиков и вертолетов армейской авиации. И в 1970-е гг. на крыше СУ-85 устанавливали зенитные 12,7-мм пулеметы ДШКМ с коллиматорным прицелом. СУ-85 участвовали и в других военных событиях, включая и ввод войск в Чехословакию в 1968 г. (когда советские ВДВ, по общему признанию, продемонстрировали отличную выучку и умение действовать быстро и грамотно), и боевые действия в Афганистане. С вооружения СУ-85 были сняты только в 1993 г.
Развитие противотанковых САУ прекратилось в связи с возросшей эффективностью противотанковых ракетных комплексов (ПТРК), а для огневой поддержки своих подразделений десантники получили позже совсем другую машину, рассказ о которой впереди.
Из зарубежных авиадесантных САУ упомянем американскую открытую 90-мм самоходную пушку М56 « Скорпион». Выпускавшаяся почти одновременно с АСУ-57 и СУ-85 (в 1953—1959 гг.), она демонстрирует иной подход: сравнительно мощная противотанковая пушка на легком шасси с бронезащитой, ограниченной только щитом. Можно заметить, что появившийся позже авиадесантный танк М551 «Шеридан» со 152-мм орудием-пусковой установкой также имел прежде всего характер «противотанкового орудия».
Литература
1. Барятинский М. Советская бронетанковая техника 1945—1995 (часть 2). Бронеколлекция/ 2000. №4(31).
2. Вараксин Ю.Н., Бах И.В., Выгодский С.Ю. Бронетанковая техника СССР (1920—1974). — М.: ЦНИИ Информации, 1981.
3. ВДВ: вчера, сегодня, завтра. Военно-исторический очерк, г. Шахты, Русский медведь, 1993.
4. Герасименко И.А. Воздушно-десантная подготовка. Ч. 1 и 2. — М.: Воениздат, 1988.
5. Грибовский Г.В. Развитие транспортного планеризма. — М.: Машиностроение, 1993.
6. Карпенко А.В. Отечественные самоходные артиллерийские и зенитные установки. — СПб.: Невский бастион, 2000.
7. Кондратьев В. Самый массовый истребитель // Самолеты мира. 1996. №1.
8. Нерсесян М.Г., Каменцева Ю.В. Бронетанковая техника армий США, Англии и Франции. — М: Воениздат, 1958.
9. Российская газета, 26 мая 1994 г.
10. Су-85. Руководство по материальной части, 1963.