Предыдущая Оглавление Следующая

Авиадесантная САУ

АСУ-76

АСУ-57

СУ-85

Год выпуска

1949

1951

1960*

Масса, т

5,8

3,3—3,35

15,53

Экипаж, чел.

3

3

4

Высота, м

1,575—1,6

1,46 (по тенту)

1,91 — 1,935

Длина с пушкой, м

4,67

5,75 (с Ч-41), 4,995 (с Ч-51М)

8,435

Длина по корпусу, м

3,9

3,48

6,24

Ширина, м

2,34

2,08

2,97

Клиренс, м

0,3

0,3

0,42

Толщина брони, мм

- лоб корпуса

13

6

45

- борт

6

4

13—15

- корма

6

5

6

Вооружение:

Пушка

- марка

Д-56С

Ч-51, Ч-51М

Д-70

- калибр, мм

76

57

85

Пулеметы

- количество х калибр, мм

1x7,62 (возимый)

1x7,62 (возимый)

1x7,62 (спаренный)

Скорострельность пушки, выстр./мин

7—12

6—10

6—7

Боекомплект, шт.

- снарядов

30

30

45

- патронов

1000

1000

2000

Двигатель:

- марка

ГАЗ-51Е

М-20Е

ЯАЗ-206В

- тип (число цилиндров) система охлаждения

К (6) В**

К (4) Ж**

Д (6) Ж**

- мощность, л.с.

78

50

210

- удельная мощность, л.с./т

13,4

15,1

13,5

Запас топлива, л

180—250

140

400

Ширина трака гусеницы, мм

260

204

360

Шаг трака гусеницы, мм

105

86

128

Удельное давление на грунт, кг/см2

0,44

0,35

0,57

Максимальная скорость, км/ч

45

45 '

45

Запас хода по шоссе, км

220—235

200—250

330—360

Минимальный радиус поворота, м

1,9

1,9

2,6

Преодолеваемые препятствия:

- угол подъема

30°

30°

30°

- угол крена

29°

24°

20°

- ширина рва, м

-

1,4

2,5

- высота стенки, м

-

0,7

0,7

- глубина брода, м

0,65

0,5

1,0—1,3

Радиостанция

10РТ-12

10РТ-12

Р-113

* Выпуск СУ-85 в полузакрытом варианте начался в 1956 г.

** К — карбюраторный, Д — дизельный, В — воздушное, Ж жидкостное охлаждение.

Когда СУ-85 только поступала на вооружение, уже готовился к первому полету транспортный самолет Ан-12, способный перевозить такую машину. При погрузке в самолет торсионная подвеска выключалась с помощью приспособления, имевшегося в ЗИП машины, после выгрузки самоходка переводилась из походного в боевое положение за 1—1,5 мин. СУ-85 рассчитывалась прежде всего на посадочное десантирование — выгрузку из самолета на ВПП, что ограничивало возможности ее боевого применения. Боеприпасы десанту с самоходками СУ-85 могли сбрасываться с самолета Ан-12Б: на платформе ПП-128-5000 с многокупольной системой МКС-5-128М мог, например, десантироваться автомобиль ГАЗ-66 с упакованными в ящики 85-мм выстрелами в кузове.

В 1960-е гг. воздушные десанты (в том числе высаживаемые в оперативную глубину построения противника) стали постоянным элементом оперативного построения армий. Возросла глубина десантирования, повысились требования к быстроте высадки, к продолжительности самостоятельных действий.

Это требовало выброски бронемашин уже в составе парашютного десанта. С 1961 г. развернулись большие работы по расширению боевых возможностей средств десантирования и воздушной транспортировки боевой техники. С принятием платформы П-16 (полетный вес платформы до 21000 кг) появилась и возможность десантировать СУ-85 из самолета Ан-2 как посадочным способом, так и на платформе с многокупольной системой. Но на смену самим АСУ уже шли боевые машины нового поколения.

СУ-85 поставлялись в Польшу, а в 1967 г. участвовали (на арабской стороне, естественно) в арабо-израильской войне, известной как «Шестидневная». Опыт боевого применения показал необходимость самообороны машин от штурмовиков и вертолетов армейской авиации. И в 1970-е гг. на крыше СУ-85 устанавливали зенитные 12,7-мм пулеметы ДШКМ с коллиматорным прицелом. СУ-85 участвовали и в других военных событиях, включая и ввод войск в Чехословакию в 1968 г. (когда советские ВДВ, по общему признанию, продемонстрировали отличную выучку и умение действовать быстро и грамотно), и боевые действия в Афганистане. С вооружения СУ-85 были сняты только в 1993 г.

Развитие противотанковых САУ прекратилось в связи с возросшей эффективностью противотанковых ракетных комплексов (ПТРК), а для огневой поддержки своих подразделений десантники получили позже совсем другую машину, рассказ о которой впереди.

Из зарубежных авиадесантных САУ упомянем американскую открытую 90-мм самоходную пушку М56 « Скорпион». Выпускавшаяся почти одновременно с АСУ-57 и СУ-85 (в 1953—1959 гг.), она демонстрирует иной подход: сравнительно мощная противотанковая пушка на легком шасси с бронезащитой, ограниченной только щитом. Можно заметить, что появившийся позже авиадесантный танк М551 «Шеридан» со 152-мм орудием-пусковой установкой также имел прежде всего характер «противотанкового орудия».

Литература

1.   Барятинский М. Советская бронетанковая техника 1945—1995 (часть 2). Бронеколлекция/ 2000. №4(31).

2.   Вараксин Ю.Н., Бах И.В., Выгодский С.Ю. Бронетанковая техника СССР (1920—1974). — М.: ЦНИИ Информации, 1981.

3. ВДВ: вчера, сегодня, завтра. Военно-исторический очерк, г. Шахты, Русский медведь, 1993.

4. Герасименко И.А. Воздушно-десантная подготовка. Ч. 1 и 2. — М.: Воениздат, 1988.

5. Грибовский Г.В. Развитие транспортного планеризма. — М.: Машиностроение, 1993.

6.  Карпенко А.В. Отечественные самоходные артиллерийские и зенитные установки. — СПб.: Невский бастион, 2000.

7.   Кондратьев В. Самый массовый истребитель // Самолеты мира. 1996. №1.

8.  Нерсесян М.Г., Каменцева Ю.В. Бронетанковая техника армий США, Англии и Франции. — М: Воениздат, 1958.

9.  Российская газета, 26 мая 1994 г.

10.   Су-85. Руководство по материальной части, 1963.

Предыдущая Оглавление Следующая