Предыдущая Оглавление Следующая

105FH004.jpg 105FH005.jpg
Гаубица le.F.H.18M в экспозиции музея Войска Польского (Варшава). Это орудие изготовлено в 1937 г., а впоследствии модернизировано до уровня le.FH.18M. Гаубица 37М (le.F.H.18) венгерской армии на механической тяге, Будапешт, 1941 г.

  Усовершенствованные модификации

Опыт первых месяцев Второй мировой войны наглядно показал, что легкие гаубицы le.F.H.18 представляют собой вполне эффективное оружие. Но при этом в рапортах с фронта встречались нарекания на недостаточную дальность стрельбы. Простейшим решением этой проблемы было увеличение начальной скорости снаряда за счет использования более мощного метательного заряда. Но это обусловило необходимость уменьшить силу отката. Как следствие, в 1940 г. началось производство нового варианта гаубицы, оборудованного двухкамерным дульным тормозом. Эта система обозначалась le.F.H.18M (M — от Mündungsbremse, т.е. дульный тормоз).

Длина ствола le.F.H.18M с дульным тормозом составляла 3308 мм против 2941 мм у базовой модели. Возрос и вес орудия — на 55 кг. Специально для стрельбы на максимальную дальность разработали новый осколочно-фугасный снаряд 10,5 cm FH Gr Fern весом 14,25 кг (масса ТНТ — 2,1 кг). При стрельбе зарядом №6 начальная скорость составляла 540 м/с, а дальность стрельбы — 12325 м.

Производство le.F.H. 18M продолжалось до февраля 1945 г. В общей сложности изготовили 6933 таких орудия (в это число вошло и некоторое количество гаубиц базовой модели, выпущенных после начала Второй мировой войны). Кроме того, в ходе ремонта новый ствол с дульным тормозом получили и гаубицы le.F.H. 18.

Появление следующего варианта также было продиктовано опытом боевых действий — на этот раз на Восточном фронте, где в условиях бездорожья относительно тяжелые le.F.H.18 теряли свою подвижность. Даже трех- и пятитонные полугусеничные тягачи далеко не всегда могли преодолеть осеннюю распутицу 1941 г., что уж говорить о конных упряжках. В итоге в марте 1942 г. было сформулировано техническое задание на проектирование нового, более легкого лафета для 105-мм гаубицы. Но создание его и внедрение в производство требовало времени. В такой ситуации конструкторы пошли на импровизацию, наложив ствол гаубицы le.F.H.18M на лафет 75-мм противотанковой пушки Рак 40. Полученный в итоге «гибрид» приняли на вооружение под обозначением le.F.H.18/40.

Новое орудие имело почти на четверть тонны меньший вес в боевом положении, чем le.F.H.18M. Но лафет противотанковой пушки из-за малого диаметра колес не позволял ввести огонь на максимальных углах возвышения. Пришлось применить новые колеса большего диаметра. Изменили и конструкцию дульного тормоза, поскольку старый, «унаследованный» от le.F.H.18M, сильно повреждался при стрельбе новыми подкалиберными снарядами 10,5 cm Sprgr 42 TS. Все это задержало начало серийного производства le.F.H.18/40 до марта 1943 г., когда выпустили первую партию из десяти единиц. К июлю было сдано уже 418 новых гаубиц, а в общей сложности к марту 1945 г. изготовили 10245 le.F.H.18/40 (только в 1944 г. было выпущено 7807 таких орудий!). Производство le.F.H.18/40 осуществляли три завода — «Шихау» в Эльбинге, «Менк унд Хамброк» в Гамбурге и «Крупп» в Маркштадте.

Предполагаемая замена

Принятие на вооружение гаубицы le.F.H.18/40 рассматривалось как паллиатив: все-таки примененный в ней лафет разрабатывался для пушки весом 1,5 т, а с наложением гаубичного ствола он оказался перегруженным, что вело к многочисленным поломкам ходовой части в процессе эксплуатации. Над новыми гаубицами калибра 105 мм продолжали работы конструкторы фирм «Крупп» и «Рейнметалл-Борзиг».

Прототип крупповской гаубицы, получивший обозначение le.F.H.18/42, отличался удлиненным до 3255 мм стволом с новым дульным тормозом. Дальность стрельбы возросла незначительно — до 12700 м. Также незначительно (до 60°) увеличился горизонтальный угол обстрела. Отдел вооружений сухопутных войск забраковал это изделие, отметив отсутствие принципиального улучшения огневых характеристик по сравнению с le.F.H.18M и неприемлемое возрастание веса системы (свыше 2 т в боевом положении).

Более многообещающим выглядел прототип «Рейнметалла». Орудие le.F.H.42 имело дальность стрельбы 13000 и горизонтальный угол обстрела 70°. При этом вес в боевом положении составил всего 1630 кг. Но и в этом случае Отдел вооружений решил воздержаться от серийного выпуска. Вместо этого продолжалась разработка еще более «продвинутых» проектов фирм «Крупп» и «Шкода». В этих гаубицах применялись совершенно новые лафеты, обеспечивающие круговой обстрел. Но в итоге крупповская система так и не была воплощена в металл.

В Пльзене на заводе «Шкода» работы шли более успешно. Там построили прототип новой гаубицы le.F.H.43, но внедрить в производство так и не успели. Таким образом, le.F.H.18 и ее модификациям суждено было оставаться основой полевой артиллерии вермахта вплоть до конца войны.

Предыдущая Оглавление Следующая