Предыдущая Оглавление Следующая

105FH020.jpg 105FH021.jpg
Самоходная установка 10,5 cm le.F.H.18/4 (Sf) auf Geshützwagen Lr.S.(f) на шасси бронированного гусеничного тягача «Лоррэн 37L». Машины передовых артиллерийских наблюдателей Ausfuhrung VBCP als befelsmaßiger Beobachtungspanzer (на переднем плане) и самоходные установки 10,5 cm le.F.H.18/4 (Sf) auf Geshützwagen Lr.S.(f) на шасси бронированного гусеничного тягача «Лоррэн 37L».

Самоходные орудия, получившие обозначение 10,5 cm le.F.H.18/4 (Sf) auf Geshützwagen 38H(f), были изготовлены в течение второй половины 1943 г. Практически все они были поставлены в части 21-й танковой дивизии, вновь формируемой с июля 1943 г. В частности, 200-й дивизион штурмовых орудий получил 12 таких установок в сентябре 1943  г. и еще 12 — в феврале 1944 г. Остальные машины поступили в 155-й артиллерийский полк. В составе этих частей самоходки принимали участие в боях в Нормандии, где и закончили свою боевую карьеру в августе 1944 г. в «котле» под Фалез.

В рапорте, датированном 21 октября 1944 г., упоминается факт привлечения военнослужащих 200-го дивизиона штурмовых орудий для монтажа семи 105-мм гаубиц на шасси танков «Гочкисс» на заводе «Дойче Айзенверке» в г. Дуйсбурге. Но отсутствие каких бы то ни было дальнейших упоминаний об этих системах позволяет предположить, что работы так и не завершились. Во всяком случае, 200-й дивизион, переформированный 30 ноября 1944 г. в бригаду, вооружили стандартными установками StuG40 и StuH42.

До наших дней сохранился один экземпляр 10,5 cm le.F.H.18/4 (Sf) auf Geshützwagen 38H(f), находящийся в бронетанковом музее в г. Самюре (Франция).

10,5 cm le.F.H.18/4 (Sf) auf Geshützwagen Lr.S.(f)

Самой маленькой французской машиной, послужившей основой для самоходки со 105-мм гаубицей, стал бронированный гусеничный тягач «Лоррэн 37L».

В 1937—1940 гг. было построено 387 таких машин. Большинство из них (около 300 единиц) стало трофеями вермахта. Поначалу «Лоррэны» использовались немцами по прямому назначению — в качестве арттягачей и транспортеров боеприпасов. Но в мае 1942 г. Гитлер отдал приказ о переоборудовании 160 французских тягачей в самоходные установки с 75-мм противотанковыми пушками (впоследствии получивших обозначение «Мардер 1»), 150-мм тяжелой гаубицей s.F.H.13 и 105-мм легкой гаубицей le.F.H. 18.

Работы производила фирма «Алкетт» в Берлине. В сентябре 1942 г. здесь в самоходные установки 10,5 cm le.F.H.18/4 (Sf) auf Geshützwagen Lr.S. (f) переоборудовали 12 «Лоррэнов», хотя первоначально планировалось переделать 60 — приоритет был отдан истребителям танков и тяжелым гаубицам. В кормовой части тягача на месте грузовой платформы установили открытую сверху легкобронированную рубку (толщина брони 7—10 мм), по конструкции аналогичную примененной на противотанковой САУ «Мардер I». Как и в САУ на шасси 38Н, эта установка имела бронезащиту противооткатных устройств. Двигатель — штатный для тягача 6-цилиндровый карбюраторный «Де ла Хайе 135» мощностью 70 л.с.

105FH022.jpg 105FH023.jpg
Машина передовых артиллерийских наблюдателей Ausführung VBCP aus befelsmaßiger Beobachtungspanzer Подвижный командный пункт батареи Großer Funk- und Beobachtungspanzer auf Lorraine-S(f).
 

105FH024.jpg

Но дюжиной построенных в Берлине самоходок дело не ограничилось. В том же 1942 г. еще 12 105-мм гаубиц на шасси «Лоррэнов» выпустило уже упомянутое предприятие «Баукоммандо Беккер». Машины этой партии отличались несколько другими очертаниями броневой рубки. Но главной особенностью стала установка в кормовой части САУ сошника, опускаемого при стрельбе. Он был совсем не лишним для обеспечения устойчивости легкой установки: масса 10,5 cm le.F.H.18/4 (Sf) auf Geshützwagen Lr.S.(f) едва достигала 8,5 т. Углы горизонтальной наводки составляли по 14° вправо и влево, вертикальной наводки — от -6 до + 40°. Возимый боекомплект САУ — 20 выстрелов. Первая дюжина 10,5 cm le.F.H. 18/4 (Sf) auf Geshützwagen Lr.S.(f) поступила в войска в октябре 1942 г. Они были распределены по шесть единиц между шестыми батареями 1-го и 2-го самоходно-артиллерийских полков. В декабре начались поставки САУ производства «Баукоммандо Беккер». Первые две такие машины получила 15-я батарея 227-го артполка. В 1943 г. все 105-мм гаубицы на шасси «Лоррэн» передали в 155-й артполк 21-й танковой дивизии (12 САУ поступило в июле, 6 — сентябре и 6 — в октябре). В этом полку находились и другие машины, созданные на шасси тягача «Лоррэн» — подвижные командные пункты батарей и машины передовых артиллерийских наблюдателей. А уже год спустя все самоходки 155-го полка установки были потеряны в боях в Нормандии.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz