![]() |
![]() |
Самоходная установка 10,5 cm le.F.H. 18/4 (Sf) auf Geshützwagen Lr.S.(f), уничтоженная союзниками в ходе боев во Франции, 1944 г. | Самоходная установка 10,5 cm le.F.H. 16 (Sf) auf Geshützwagen FCM(f) на шасси танка поддержки пехоты FCM-36. |
Эта установка включена в данную статью, так сказать, для полноты картины, поскольку была создана с применением артиллерийской части не le.F.H.18, а старой гаубицы le.F.H.16. Шасси для нее послужил танк поддержки пехоты FCM-36: вермахт в 1940 г. захватил 37 исправных машин этого типа, а еще некоторое количество таких танков досталось немцам поврежденными. Хотя они и были приняты на вооружение под обозначением Panzerkampfwagen FCM(f), но использовались крайне ограниченно: наличие дизельного двигателя затрудняло совместную эксплуатацию FCM с другими танками, оборудованными карбюраторными моторами. Лишь в феврале 1943 г. было принято решение об использовании 48 шасси FCM для самоходных установок — 24 истребителей танков с 75-мм пушкой и такого же количества 105-мм гаубиц.
Вместо башни на корпусе танка монтировалась открытая сверху сварная бронированная рубка. Существенно переделали лобовой лист корпуса: в нем изъяли входной люк механика-водителя, заменив его значительно меньшим смотровым люком (теперь механик-водитель попадал на свое рабочее место через рубку). Двигатель оставили прежним — четырехцилиндровый дизель «Берлие MDP» мощностью 91 л.с. Артиллерийская часть гаубицы le.F.H.16 при установке в САУ подверглась изменениям: был введен двухкамерный дульный тормоз. В качестве средства самообороны в самоходке перевозился пулемет MG34. Радиооборудование было представлено стандартной приемопередающей радиостанцией Fu.Spr.Ger. «f».
Точное количество построенных 10,5 cm le.F.H.16 (Sf) auf Geshützwagen FCM(f) неизвестно — можно лишь утверждать, что их было меньше, чем истребителей танков на том же шасси. Различные источники называют цифры от 5 до 13 единиц, хотя, вероятно, ближе к истине последняя. Известно, что в первой половине 1943 г. в составе так называемой Schnellen Brigade West («Быстрой бригады Запад») сформировали дивизион штурмовых орудий verst. StuG. Abt. В каждой из трех его батарей было по семь САУ на шасси FCM — четыре с 75-мм пушками и три со 105-мм гаубицами. В дальнейшем бригада «Запад» послужила основой для формирования 21-й танковой дивизии. Касательно дальнейшей судьбы 10,5 cm le.F.H.16 (Sf) auf Geshützwagen FCM(f) существуют две версии. Согласно одной из них, эти орудия поступили в 155-й артполк. Согласно другой, по три САУ попали в роты тяжелого оружия первых батальонов 125-го и 192-го панцергренадерских полков вместо полагавшихся по штату бронетранспортеров Sd.Kfz. 251/9 с 75-мм орудием.
История этой импровизированной системы тесно связана с именем капитана Альфреда Беккера — инициативного офицера, командовавшего во время кампании 1940 г. на Западе 12-й батареей 227-го артполка 227-й пехотной дивизии. При продвижении своей батареи по территории Бельгии он перевел ее с конной на механическую тягу, применив трофейные бельгийские колесные тягачи «Броссель» TAL. После окончания кампании 227-я дивизия дислоцировалась в районе Гавра, где в ее расположении оказалось несколько десятков брошенных английских легких танков Mk.VI. По инициативе Беккера в 1941 г. шесть машин переоборудовали в самоходки с использованием артиллерийской части гаубицы le.F.H. 16. При этом, в отличие от САУ на шасси FCM-36, дульный тормоз не устанавливался. Шасси Mk.VI хорошо подходило для создания САУ: двигатель у этого танка находился впереди, поэтому в корме без особых затруднений удалось оборудовать рубку для артсистемы и расчета. Правда, небольшие размеры не позволили разместить нормальный орудийный расчет из четырех человек, ограничившись тремя. Броневые листы для рубки толщиной 20 мм поставила фирма «Эденштальверке» из Крефельда. Двигатель «Медоус» (6-цилиндровый карбюраторный мощностью 88 л.с.) и трансмиссия были унаследованы без каких-либо изменений от танка Mk.VI. Углы вертикальной наводки орудия составили от -8 до + 41°.
ТТХ 105-мм самоходных гаубиц на трофейных шасси |
|||||
le.F.H,18/3(Sf)auf Geshützwagen B2(f) |
le.F.H.18/4 (Sf) auf Geshützwagen 38H(f) |
10,5 cm le.F.H.18/4 (Sf) auf Geshützwagen Lr.S.(f) |
10,5 cm le.F.H.16 {Sf) auf Geshützwagen FCM(f) |
10,5 cm le.F.H.16 (Sf) auf Geshützwagen Mk.VI(e) |
|
Боевой вес, т |
32,5 |
12.5 |
8,49 |
12,8 |
6,25 |
Габариты, мм: |
|||||
длина |
7620 |
5300 |
5310 |
4770 |
3890 |
ширина |
2520 |
2560 |
1830 |
2150 |
2550 |
высота |
3050 |
2720 |
2330 |
2230 |
2450 |
клиренс |
480 |
370 |
300 |
320 |
310 |
Бронезащита, мм: |
|||||
корпуса |
20—60 |
34 |
До 12 |
20-40 |
4—14 |
рубки |
20 |
10—20 |
7—10 |
12—20 |
20 |
Мощность двигателя, л.с. |
300 |
120 |
70 |
91 |
88 |
Макс. скорость на шоссе, км/ч |
25 |
36 |
35 |
24 |
31 |
Запас топлива, л |
400 |
207 |
135 |
||
Запас хода по шоссе, км |
140 |
150 |
135 |
225 |
150 |
Экипаж, чел. |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |