ТТХ 105-мм самоходной гаубицы 10,5 cm le.F.H.18/2 (Sf) auf Geshützwagen Pz.Kpfw.ll (Sd.Kfz.124) |
|
Боевой вес, т |
11,48 |
Габариты, мм: |
|
длина |
4810 |
ширина |
2280 |
высота |
2300 |
клиренс |
340 |
Бронезащита, мм: |
|
корпуса |
18 |
рубки |
10-14,5 |
Мощность двигателя, л .с |
140 |
Макс, скорость на шоссе, км/ч |
40 |
Запас топлива, л |
170 |
Запас хода по шоссе, км |
140 |
Преодолеваемые препятствия: |
|
подъем |
30° |
высота стенки, см |
42 |
глубина брода, см |
80 |
ширина рва, см |
170 |
Экипаж, чел |
5 |
По состоянию на 1 марта 1945 г., вооруженные силы Германии (вермахт и войска СС) располагали еще 321 самоходной гаубицей «Веспе». Характерно, что в утвержденном 25 марта 1945 г. штате танковой дивизии «образца 1945 г.» при существенном сокращении (по сравнению с прежним штатным расписанием) количества танков, количество САУ оставалось неизменным — 12 «Веспе» и 6 «Хуммелей». Но реалии мало соответствовали штатам. Большинство сформированных в 1945 г. импровизированных танковых дивизий («именных», в отличие от прежних «номерных») располагали гораздо меньшим количеством самоходной артиллерии. Например, созданная в феврале 1945 г. на базе 233-й резервной тд дивизия «Гольштейн» имела в своем составе не артполк, а смешанный дивизион, состоявший из трех батарей. Одна из них насчитывала четыре 105-мм гаубицы, вторая — четыре 150-мм гаубицы, а третья — четыре самоходки (две «Веспе» и две «Хуммель»). Единственным исключением была танковая дивизия «Татра», получившая полноценный самоходный артдивизион, вооруженный «Веспе» (без 150-мм САУ). Правда, и сформирована она была еще летом 1944 г.
Самоходная установка «Веспе», уничтоженная союзниками в ходе боевых действий в Нормандии.
Восточный фронт весной 1945 г., по сути, распался на несколько отдельных очагов сопротивления. В частности, в Данциге оборонялись части 4-й танковой дивизии. Ее 103-й артполк имел, по состоянию на 17 марта, шесть «Веспе». После оставления Данцига эта батарея вела бои на полуострове Хель вплоть до 8 мая.
В общем же следует признать «Веспе» довольно удачной самоходной артиллерийской установкой. Будучи примером целесообразного использования шасси морально устаревшего танка, она стала наиболее распространенной спецмашиной, построенной на шасси Pz.Kpfw.II. Самоходка отличалась рациональной компоновкой, простой в изготовлении конструкцией, но при этом — довольно большой высотой, создававшей угрозу опрокидывания при движении с креном.
К настоящему времени в музеях разных стран мира сохранилось несколько экземпляров САУ «Веспе». В частности, во Франции находится три самоходки в разной степени сохранности. Тщательно отреставрированный экземпляр представлен в известном бронетанковом музее в Самюре. «Веспе» из Мемориального музея в Байе (Нормандия) еще нуждается в восстановлении. Наконец, самоходка из частной коллекции Э. Беккера находится в частично разукомплектованном состоянии — отсутствуют орудие и многие элементы ходовой части. В Германии в музее военной техники в Кобленце находится «Веспе», переданная из американского музея в г. Абердин. Эта САУ неплохо сохранилась, но вместо штатного дульного тормоза на ней установлен дульный тормоз от буксируемой гаубицы le.F.H. 18/40. Орудие из музея в подмосковной Кубинки вообще не имеет дульного тормоза, хотя в остальном находится в неплохом состоянии.