Оглавление Следующая

95 лет над палубой

Владимир Щербаков

95LoD001.jpg

Самолеты из состава 8-го корабельного авиакрыла, приписанного к АВМА «Теодор Рузвельт», выполняют демонстрационный групповой полет. Средиземное море. 7 мая 2003 г.

Авиация военно-морских сил США является одной из старейших в мире и официально ведет свою историю с 8 мая 1911 г. В тот далекий день кэптен американских военно-морских сил Вашингтон Ирвинг Чемберс направил рапорт командованию ВМС США по вопросу постройки двух аэропланов для нужд флота.

Начало

Подрядчиком по работам был выбран бизнесмен и авиапромышленник Глен Хэммонд Кертис из расположенного в штате Нью-Йорк небольшого городка Хаммондспорта. Сам Глен Кертис — это легенда американской авиации и ее основатель. Но о нем немного позже.

Примечательно, что до конца 1940-х гг. четкой точки отсчета в отношении истории авиации ВМС США не существовало. Различные специалисты принимали за нее совершенно разные события, отстоящие порой друг от друга не только на месяцы, но и даже на годы. Все встало на свои места только в апреле 1948 г., когда министр ВМС США Джон Мэйсон своим распоряжением официально утвердил датой создания американской военно-морской авиации именно 8 мая 1911 г.

Хотя справедливости ради надо отметить, что интерес определенных представителей командования американских военно-морских сил к использованию летательных аппаратов — сначала воздушных шаров, а затем и аэропланов — стал проявляться задолго до этого. Так, еще 25 марта 1898 г. помощник министра ВМС США Теодор Рузвельт направил своему начальнику докладную записку, в которой предлагал направить двух наиболее грамотных и опытных офицеров в состав межведомственной комиссии (кроме флотских офицеров в нее вошли представители Военного департамента (министерства) Соединенных Штатов), которая должна была оценить возможность и вероятные перспективы использования в военных целях «летающей машины» конструкции профессора Сэмюэля П. Лэнгли.

29 апреля того же года первая объединенная комиссия американских армии и флота по вопросу использования летательных аппаратов представила заключительный доклад после всестороннего изучения летательного аппарата профессора Лэнгли. По ее мнению, поскольку представленная модель аэроплана имела размах крыла всего лишь 12 футов (около 3,66 м), ее использование в военных целях было признано возможным, но только с теоретической точки зрения. Практически же подтвердить это не представлялось на тот момент времени возможным. Однако в выводах комиссии содержалась настоятельная рекомендация все же поддержать опыты профессора в данной области.

В последующие годы флотские офицеры стали постоянными наблюдателями практически на всех публичных и закрытых демонстрациях летательных аппаратов различных классов и конструкций на территории как Нового, так и Старого Света. Например, 17 сентября 1908 г. лейтенант Джордж Свит и военно-морской инженер-конструктор Уильям Мак-Энти стали официальными представителями ВМС США на первых организованных американской армией (т.е. сухопутными войсками) демонстрационных полетах летательного аппарата конструкции братьев Райт, проводившихся в районе Форт-Майер, штат Виргиния. По результатам этого эксперимента лейтенант Джордж Свит подготовил рапорт, а начальник управления закупок военной техники и снаряжения ВМС США контр-адмирал Уильям С. Коулс позднее, 2 декабря, препроводил его со своими замечаниями в адрес министра ВМС.

Оглавление Следующая

Hosted by uCoz