Предыдущая Оглавление Следующая

Из Нью-Йорка команда совершила трансконтинентальный перелет в Калифорнию, где Юджин Илай получил 27 августа 1910 г. приз, учрежденный отелем «Манхэттен Бич», за наибольшее количество часов налета и за личный рекорд по высоте, достигнутый в ходе показательных выступлений. Юджин, верный своей эксцентричной манере, прибыл за наградой на аэроплане и сел прямо на пляж перед самым отелем, а после торжественного обеда в его честь убыл тем же путем.

А затем продолжилась череда выступлений, на которые супруги ездили всегда вдвоем, как одна команда: 5—6 сентября — Каламазу, штат Мичиган — ныне это крупный центр между Детройтом и озером Мичиган; 12—17 сентября — Рок-Айленд, штат Иллинойс, на реке Миссисипи к юго-западу от Чикаго; 21—22 сентября — Роанок, штат Виргиния, — крупный город на берегах одноименной реки; 27—30 сентября — Покипси, штат Нью-Йорк, на реке Гудзон к северу от города Нью-Йорка.

1—7 октября 1910 г. Юджин Илай уже принимает участие в состязании на авиашоу в Чикаго, штат Иллинойс, где его соперниками выступают все те же Глен Кертис, Уиллард и Мак-Карди, а также первая в Америке женщина-пилот Бланш Скотт, подготовленная Кертисом. Главная гонка, перелет по маршруту Чикаго — Нью-Йорк (дистанция составляла около 1000 миль — примерно 1852 км), проходила при спонсорском участии газеты «Чикаго Пост», которая выделила в качестве главного приза 25 тыс. долл. Желание побороться за такой весьма солидный по тем временам куш высказали многие пилоты, но к назначенному времени на старт прибыл только аэроплан Илая. Последнему, впрочем, тоже не повезло: через 12 миль двигатель на его машине начал барахлить, и Илай вынужден был совершить аварийную посадку. После быстрого ремонта пилот попытался взлететь, но и тут неудача — сломалась передняя стойка шасси. На следующее утро новая попытка взлететь — и снова неудачная, в результате чего самолет получил многочисленные мелкие повреждения. После ремонта — очередная попытка продолжить полет, но через 25 мин после взлета на высоте около 2000 футов (609 м) мотор вновь отказывает, и пилоту приходится во второй раз идти на вынужденную посадку, во время которой передняя стойка вновь ломается. Учитывая, что последний срок прибытия к финишу, предусмотренный условиями соревнования, был назначен на 16 октября, а также то, что Илай сумел отлететь от линии старта всего на 19 миль, Юджин скрепя сердце принимает решение прекратить полет.

95LoD013.jpg 95LoD014.jpg
На борту «Пенсильвании» героя встречали его супруга Мейбл, крикнувшая ему: «Я знала, что ты сможешь сделать это!», а также командир корабля кэптен Понд и другие официальные лица и приглашенные. Обломки аэроплана, который пилотировал Юджин Илай. 19 октября 1911 г. Мейкон, штат Джорджия.

Следующее важное для Илая событие — Международные авиационные соревнования, проходившие в период с 22 по 31 октября 1910 г. на Лонг-Айленде (Нью-Йорк). Проводившиеся на гоночной трассе в Бельмонт-Парк, они стали также первыми международными состязаниями авиаторов на Восточном побережье Соединенных Штатов. Заявки на участие в них подали 27 самых именитых пилотов из нескольких стран мира. Призовой фонд составлял 74800 долл., которые распределялись по номинациям за лучшие достижения по дальности полета, скорости и достигнутой высоте. Дополнительный приз в 10 тыс. долл. был назначен в качестве награды для пилота, который выиграет гонку по маршруту от Бельмонта до статуи Свободы и обратно.

Среди участников соревнования были следующие авиаторы:
-  от США: команда Кертиса — Юджин Илай, Уиллард, Мак-Карди, Марс и Томас Ф. Гамильтон, команда братьев Райт — Уолтер Брукинс, Артур Кристи, Фрэнк Т. Коффин, Арчи Хокси, Ральф Джонстон, Филипп Пармали и Эрл Л. Овингтон, а также по отдельности выступали капитан Фредерик У. Болдвин на своем знаменитом биплане «Красный дьявол», Клиффорд Хармон, Дж. Армстронг Дрексель, Тод Шрайвер и Джон Дж. Фрисби;
-  от Франции: Альфред ле Бланк, Хьюбер Латам, Жак де Лессепс, Эмиль Обурн, К. Одемарс, Рене Барри, Рене Симон и Роллан Гаррос;
-  от Великобритании — Клод Грэхэм-Уайт, Алек Огильви, Мак-Кардл и Джеймс Рэдли.

Несмотря на то что американцы все свои надежды в основном возлагали на Глена Кертиса и братьев Райт, наиболее успешно выступил именно Юджин Илай, уже ставший любимчиком Кертиса и одним из самых удачливых в Америке авиаторов, зарабатывавших полетами на выставках достаточно хорошие средства.

Тогда же, в октябре 1910 г., Юджин Илай и Глен Кертис познакомились с кэптеном Вашингтоном Чемберсом, которого, как мы знаем, исполнявший тогда обязанности министра ВМС США Георг фон Ленгерке Мейер назначил «ответственным за изучение возможности применения авиации в интересах флота». Результат — первый взлет с палубы корабля (легкий КР «Бирмингем») и первая посадка аэроплана на палубу боевого корабля (броненосный КР «Пенсильвания»),

Ставший после январской посадки на палубу корабля известным не только всей Америке, но и за границей, Юджин Илай продолжил свои выступления в качестве команды летной школы Глена Кертиса на выставках и различных шоу, которые постоянно собирали огромные толпы зрителей. Очередное выступление было запланировано на 19 октября 1911 г. в ходе крупной выставки в городе Мейконе в штате Джорджия, к юго-востоку от Атланты. Оно должно было стать своеобразным подарком ко дню рождения пилота, однако стало последним в его жизни.

В ходе демонстрационного полета 19 октября 1911 г. самолет, который пилотировал Юджин Илай, потерпел катастрофу, в результате которой летчик погиб. Тело знаменитого пилота было доставлено в Давенпорт, где он родился, и там захоронено.

В ознаменование грандиозных заслуг Юджина Илая и его огромного вклада в создание военно-морской авиации ВМС США в 1933 г. он посмертно был награжден Крестом «За летные заслуги». Сегодня имя Юджина Илая можно увидеть на выставке раритетов американской военно-морской авиации на военно-воздушной базе Норфолк (штат Виргиния) ВМС США, а также на гранитном памятном знаке, установленном в городе Ньюпорт-Ньюс (штат Виргиния), в районе которого в 1910 г. Илай совершил свой исторический полет с крейсера «Бирмингем».

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz