Предыдущая Оглавление Следующая

Извлекли ли мы из этого исторического периода отечественного танкостроения какой-то полезный урок? Оказывается, нет! Вновь существуют в наших войсках разномарочные танки, ГСМ и запчасти; о прыгучести танков говорят во всех СМИ больше, чем о могуществе вооружения и защищенности. Также слаба надежность ходовой части танка Т-80У, также нерешительно действует высшее военное руководство в комплектовании Сухопутных сил единым танком Т-90, принимая на вооружение новые модификации газотурбинных танков типа Т-80. Зазвучали призывы создателей Т-80 к достижению скоростей танков 100 км/ч, поддерживаемые отдельными руководителями ГАБТУ Минобороны. В опубликованных мечтах одного из создателей танка Т-80 [13] видится достижение в танке XXI века следующих показателей:

«Удельная мощность силовой установки 5030 л.с./т, средняя скорость движения 7075 км/ч, максимальная 100 км/ч. Ресурс машины 30004000 ч. Выполнить эти требования возможно с установкой газотурбинного двигателя». Для реализации указанных фетиш-скоростей на марше в колонне А. Дзявго предлагает увеличить дистанцию между машинами».

Кстати, а как влияет скорость танка на дистанцию между машинами?

На основании исследований, на которые ссылается Ю.П. Костенко [15], дистанция между машинами должна устанавливаться в зависимости от скорости движения колонны следующим образом:
-  допустимая дистанция при 30 км/ч — 30 м;
-  при 35 км/ч — 50 м;
-  при 40 км/ч — 75 м;
-  при 50 км/ч — 150 м и т.д.

При скоростях 75—100 км/ч дистанция между танками должна составлять уже сотни метров. И к этому призывает нас А. Дзявго?

Ссылаясь на проведенные исследования, Костенко приводил такие данные:

«... Как показывает опыт, увеличение скорости движения танков одиночных не увеличивает скоростей движения колонн» и прилагал следующий график:

Ant84004.jpg

График зависимости фактической скорости движения батальонной колонны Vк («1») от максимальной скорости движения одиночного танка Vод («2»).

Ant84005.jpg

Ant84006.jpg

Основной боевой танк России Т-80У. Разработчик — СКБ-2 Ленинградского Кировского завода. Изготовители — «Производственное объединение «Кировский завод» (г. Ленинград); Завод транспортного машиностроения (г. Омск). Принят на вооружение в 1985 г. Начало серийного производства с 1986 г. Серийный выпуск прекращен в 1992 г. [36, 37].

Скорость танка. Какой она должна быть?

Апологеты высокоскоростных танков типа «БТ» Н.И. Прокопенко и А.А. Соловьев считают, что при возникновении локальных войн и конфликтов «...потребуются мобильные воинские подразделения, оснащенные высокоскоростными боевыми и вспомогательными машинами. Если раньше, исходя из существовавшей тогда концепции применения танковых войск, на первое место ставились маршевые возможности танков, то в настоящее время в боевых условиях на первое место выдвигается подвижность и маневренность одиночного танка», способного быстро перемещаться и наносить удары в условиях «партизанской войны» [16].

С этим нельзя согласиться. В интервью «ВПК» Главнокомандующий Сухопутными войсками генерал-полковник А.Ф. Маслов в сентябре 2005 г. сказал, что «...применение танковых войск в контртеррористической операции является все же частной, а не характерной для них задачей. Главное предназначение танковых частей и подразделений ведение боевых действий в локальных и региональных (крупномасштабных) войнах» [17].

Один из главных военных теоретиков в части боевого применения танков доктор военных наук, профессор Н.К. Шишкин в специальной статье «Танки в локальных войнах и вооруженных конфликтах» [18] особо подчеркивает тенденцию роста и удельного веса танков в составе общевойсковых группировок войск, участвующих в таких боевых действиях. Например, в арабо-израильских войнах в 1967 г. участвовало 3000 танков, в 1973 г. — 6700, в зоне Персидского залива («Буря в пустыне») — уже более 9000 и т.д. В пространной аналитической статье боевого применения танков в локальных и вооруженных конфликтах с 1950-х гг. по настоящее время им не приведен ни один случай, подтверждающий концепцию применения одиночных танков.


' Известный специалист в области теории и практики разработки и применения танков, генерал-майор, доктор технических наук, профессор О.Н. Брилев считает, что в первой четверти XXI века средние скорости движения в колоннах могут достигнуть 3540 км/ч [14].

Предыдущая Оглавление Следующая