![]() |
![]() |
![]() |
Танк встал. Двигатель захлебнулся водой. | Вода - в отсеке ВО. Уже демонтированы две кассеты из трех. | Способ удаления воды из отсека ВО. |
Танк М1 Абрамс с изолированным забором воздуха, поступающего в двигатель. |
В настоящее время одноступенчатые ВО устанавливаются только в танке Т-80, на всех остальных танках мира применяются двухступенчатые воздухоочистители, в том числе и на американском газотурбинном танке M1 «Абрамс». В американском варианте воздухоочистителя (первая ступень мультициклонная, вторая — барьерная из специального картона) эффективность воздухоочистки достигается при больших габаритах ВО (по оценке специалистов ОАО «Спецмаш», объем воздухоочистителя при нулевом пропуске пыли в 3—4 раза больше, чем для бескассетного ВО с пропуском пыли 2%) [4], также требуется частое и трудоемкое обслуживание второй ступени. По опубликованной информации, работоспособность воздушных фильтров системы воздухоочистки американского танка «Абрамс» при высокой запыленности воздуха составляет, по разным данным, от 15 мин [5] до ежедневной чистки [6]. Использование двухступенчатых воздухоочистителей для газотурбинных двигателей требует их частого обслуживания на марше, что отрицательно сказывается на подвижности танка. Прав К. Ромасев: «Действия «Абрамсов» в пустыне и отказы вследствие засорения их ГТД стали мрачной страницей в истории действий американской армии в Заливе. Единственное, в чем заокеанский танк обходит конкурентов, так это в агрессивной рекламе» [8]. Пожалуй, достоинством американского варианта является возможность эксплуатации танка в особо пыльных условиях без проблем, с которыми столкнулись создатели танка Т-80 (спекание расплава пыли в проточной части двигателя).
МТО танка «Леопард-2» с изолированным забором воздуха.
Высокая чувствительность ГТД к подогреву воздуха, поступающего в двигатель, требует обязательного применения изолированного забора воздуха из атмосферы. Двигатель с большим расходом воздуха, оснащенный трассой изолированного забора воздуха, превращается в огромный пылесос. Это ставит на грань аварии или отказа ГТД в случае попадания листвы, стерни и пр., даже снега, а также заплесков воды в отсек фильтроэлементов при преодолении с ходу вброд нешироких водоемов. Можно перечислить несколько примеров затопления водой танковых двигателей, имеющих изолированный забор впускного воздуха, при преодолении бродов:
- во время тендерных испытаний в Греции в конце 1998 г. на танке «Абрамс» произошло затопление двигателя, и выполнение задания было прекращено [3];
- по свидетельству специалистов УКБТМ — участников тендерных испытаний танков в Малайзии [3], на украинском Т-84, оснащенном дизельным двигателем, набежавшая на корпус танка волна воды попала в окно воздухопитания и в двигатель. Это вызвало тяжелые поломки двигателя от гидроудара в цилиндрах. Ранее, как известно из литературных источников, отказы двигателей отмечались в 1972 г. при переходе 16 танков Т-64А из Чугуева в Новомосковск Днепропетровской области (один случай) и при марше так называемого «черкасского полка» (восемь случаев) [9];
- при подготовке к Международной выставке вооружений RUSSIAN EXPO ARMS 1999, проходившей в Нижнем Тагиле, танк Т-80У преодолевал водоем с большой скоростью вброд. Он поднял высокую волну, которая настигла его сзади, когда танк выходил на сушу. Вода попала в двигатель, и он заглох. В дальнейшем скорость танка при преодолении водоема была снижена с учетом этой неприятности.
На танке Т-80У защитой двигателя от попадания в воздухоочиститель воды при преодолении брода является воздухозаборное устройство (ВЗУ), служащее для снижения уровня запыленности воздуха, забираемого в двигатель с большой высоты над землей. Надо сказать, что при эксплуатации Т-80У в особо пыльных условиях на ВЗУ требуется установка дополнительного патрубка большого сечения, возвышающегося над башней около 700 мм (см. рисунок 1). Это, безусловно, эффективное мероприятие по снижению концентрации пыли в воздухе, поступающем в двигатель. Но изящество и элегантность приземистого танка при этом пропадают полностью. Более того, Т-80У выглядит комично и напоминает пароход начала XX века. С установленным патрубком на ВЗУ высота танка становится на 250—450 мм выше остро критикуемых создателями Т-80 высокосилуэтных зарубежных конкурирующих танков. Понимая это, омичи, по-видимому, не решились демонстрировать это «техническое достижение» в 1993 г. в Индии. Может быть, отчасти по этой причине для них испытания танков закончились быстрым выходом из строя двух двигателей.