Предыдущая Оглавление Следующая

Высокий научно-технический уровень выполненных работ подтверждается тем, что только по результатам таких исследований на комплексном стенде МТО танка Т-72, созданном в СКБ «Турбина» (г. Челябинск) с помощью нашего предприятия, было получено более 20 авторских свидетельств на технические решения по силовой установке, признанных изобретениями. За период существования комплексного стенда на нем было выполнено около 100 глубоких исследований по заключенным с нашим предприятием и ЧТЗ договорам;

4.  Постоянное изучение условий войсковой эксплуатации танков, находящихся в различных регионах мира, с оперативной проработкой выявленных замечаний и поступающих предложений, реализацией разработанных мероприятий в серийном производстве и доработкой танков, находящихся в эксплуатации. Сбор такой информации, учет и контроль реализации принятых руководством предприятия решений по замечаниям осуществляет специально сформированный отдел эксплуатации.

Главный конструктор, все его заместители, начальники основных отделов, ведущие конструкторы были обязательными участниками конструкторско-доводочных, полигонных и войсковых испытаний опытных танков, длившихся по нескольку месяцев.

5. Чрезвычайно плотная компоновка танка, при которой достигаются минимальные внутренние забронированные объемы танка при условии выполнения одинаковых требований, предъявляемых к обшей компоновке сравниваемых вариантов.

Минимизации внутренних объемов танка Т-72 и его модификаций способствовали:
- автоматизация процесса заряжания пушки, позволившая исключить из состава экипажа заряжающего и сократить высоту боевого отделения;
-  размещение двигателя поперек продольной оси танка, что оказало решающее значение на сокращение объема МТО. Зарубежное танкостроение пришло к этому решению только в конце 1990-х гг., применив поперечную установку двигателя Euro Power Pack в танке;
- применение высокотемпературных систем охлаждения, инициируемых ВНИИТМ. Допустимые температуры воды и масла в системе охлаждения дизеля В-46 (В-84) танка Т-72 (Т-72Б) составляли, соответственно, 115(120)—125°С (на иностранных танках допустимые температуры воды составляли 105—110°С, масла — 140—150°С. Охлаждение масла осуществлялось в водомасляных теплообменниках [1]).

Это предопределило наряду с низкой теплоотдачей двигателей типа В-46 и В-84 создание компактных систем охлаждения и малогабаритных моторно-трансмиссионных отделений, а также малые затраты мощности на привод вентилятора системы охлаждения.

Тактико-технические характеристики современных танков Т-90С (Россия), М1А2 SEP (США) и «Леопард-2А6» ЕХ (Германия) примерно равны, а внутренние объемы указанных танков разительно отличаются при внушительном преимуществе российского танка.

Показателем совершенства компоновки танка принято считать отношение массы танка к его внутреннему объему. По этому показателю преимущество российского танка составляет:
- по отношению к М1А2 SEP — в 1,25 раза;
- по отношению к танку «Леопард-2А6» — в 1,36 раза.

Показателем совершенства силовой установки может служить коэффициент качества СУ, равный отношению мощности силовой установки (двигателя) к объему, занимаемому силовой установкой. При этом необходимо приводить объем топливной системы сравниваемых танков к одинаковому запасу хода (в нашем случае — к запасу хода танка Т-90С).

А по этому показателю Т-90С превосходит М1А2 SEP и «Леопард- 2А6» в 1,29 раза. Это означает, что с одного кубического метра объема силовой установки танка Т-90С «снимается» мощности на 30% больше, чем у современных зарубежных танков [2].

6. Применение V-образного, четырехтактного дизеля производства Челябинского тракторного завода большого литража с относительно невысокими значениями литровой мощности, обеспечившие ему хорошие пусковые свойства, отличную приемистость, приемлемые топливную экономичность и теплоотдачу, высокую надежность и возможность дальнейшего форсирования на многие годы вперед.

Ant84074.jpg Ant84075.jpg
Турбопоршневой дизель В-92С2 мощностью 1000 л.с. 10-цилиндровый турбопоршневой дизель 10V892HPD мощностью 1100 л.с.

У сегодняшнего двигателя В-92С2 танка Т-90С такая же размерность S/D (180/150), как и у двигателя В-2 легендарного танка Т-34. Следует низко поклониться создателям уникального по своим характеристикам танкового двигателя В-2 К.Ф. Челпану, Я.Е. Вихману, которые при технической помощи Центрального (научно-исследовательского) института авиационного моторостроения (ЦИАМ, г. Москва) заложили в нем оптимальную размерность S/D= 180/150 (заимствованную у авиационного бензинового двигателя М-100 главного конструктора В.Я. Климова), количество цилиндров 12, тактность (к 4-тактному дизелестроению в наше время пришли практически все страны мира, производящие танки), тип системы охлаждения (жидкостная).

Не стоит забывать, что двигатель В-2 по существу открыл дорогу для мировой дизелизации в танкостроении. Головное предприятие по разработке и производству этого типа двигателей «Трансдизель» в составе тракторостроительного гиганта — Челябинского тракторного завода (ЧТЗ), долгое время возглавлявшееся дважды Героем Социалистического Труда И.Я. Трашутиным и его учеником Героем Социалистического Труда В.И. Бутовым, продолжает жизнь этого двигателя. Двигатели типа В-2 нашли применение более чем в 70 типах машин Советской Армии. В настоящее время моторный завод ООО «ЧТЗ-Уралтрак» принимает заказы на изготовление более 30 марок дизелей семейства В-2 различной комплектации и уровня форсирования, включая 1000-сильный двигатель В-92С2 [4, стр.8, 87 и 126]. Это благоприятно сказывается на сохранении высокого уровня унификации элементов конструкции, основных деталей, совершенствовании технологии их изготовления, повышении качества изготовления, организации ремонта и обеспечении армии запчастями.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz