Работая в интересах «своего» отряда спецназа, вертолетчики преимущественно занимались высадкой и снятием засад и патрулированием местности с досмотром транспорта в своей зоне ответственности. Патрулирование обычно велось парой Ми-8 с разведгруппой на борту, прикрываемой парой Ми-24. Разведгруппа, размещавшаяся на двух «восьмерках», включала 12—18 человек, вооруженных штатным стрелковым оружием с боекомплектом из 5—6 магазинов на автомат и 2—3 патронных лент на пулемет ПК. Более мощного оружия разведчики с собой не брали — необходимую огневую поддержку при оказании сопротивления и завязывании боя обеспечивали вертолеты, прикрывавшие группу после высадки. Заметив подозрительную машину, караван или стоянку, вертолеты закладывали вираж перед ними, предупредительным огнем давая команду остановиться. Как правило, в эти минуты и определялась ситуация: «мирные» останавливались и высыпали наружу, размахивая поднятыми руками и показывая, что у них нет оружия; «духи» же пытались оторваться от преследования, разбегались в поисках укрытия или с ходу открывали огонь. При таком ответе решающее слово брали Ми-24, расстреливавшие машины и противника НАР, ПТУР и пулеметно-пушечным огнем. Уцелевший транспорт и остатки каравана осматривала высадившаяся группа, собирая трофеи и загружая их в «восьмерки».
![]() |
![]() |
Вертолет заходит на посадку для десантирования спецназовской группы 173-го ооспн. Район Черных гор, осень 1987 г. | Площадка десантирования в горах у Гардеза. Засады обычно планировались под вечер, чтобы группа могла в сумерках незамеченной выйти к назначенному месту. Рядом видна тень второго вертолета, прикрывающего ведущего. 50-й осап, эскадрилья подполковника Савченко, весна 1986 г. |
Рекомендованный боевой порядок вертолетов звена при поиске строился следующим образом: впереди шла пара Ми-8 с десантом, следом — пара Ми-24 (поначалу ведущими выступали Ми-24, выполнявшие разведывательно-ударную функцию и с ходу атаковавшие противника, но практически сразу с учетом обстановки и необходимости проведения досмотра грузов и самих караванщиков, распознать характер которых с воздуха было трудно, поиском стали заниматься преимущественно «восьмерки», на борту которых наблюдение вел как экипаж, так и десант, а командир разведгруппы находился рядом с летчиками, вместе с ними принимая решение). В парах дистанция между машинами выдерживалась 300—400 м, интервал — 100—200 м с превышением замыкающей пары в 100—500 м, обеспечивающим ей свободу маневра. Высота полета обычно составляла 1500—1800 м, откуда осуществлялся достаточный обзор местности, однако профиль полета мог меняться в зависимости от условии, рельефа и обстановки: если трасса проходила через участки, где отмечались средства ПВО противника, высоту увеличивали до 2500—3000 м. Над пустыней и в горных распадках к караванному маршруту подкрадывались на 10—15 м, оставаясь незамеченными до последнего момента.