Предыдущая Оглавление Следующая

AvSPN141.jpg AvSPN142.jpg
Возвращение с задания Ми-8МТ из состава 205-й овэ. Кандагар, осень 1987 г. Личный состав 3-го отряда 205-й овэ и бойцы спецназа 173-го оспн после вылета на поиск караванов. Крайний слева — командир отряда майор Балашов. Кандагар, июнь 1987 г.

К июню 280-й полк потерял шесть вертолетов, за что его командир был снят с должности. Можно не говорить, какое впечатление «будни» кандагарского полка произвели на новую смену 205-й овэ, приступившую к работе в разгар «национального примирения». К маю она приняла эстафету, полностью сменив летчиков прежнего состава. Комэска вместе со всеми участвовал в боевых вылетах, иной раз работая буквально за троих. Когда многие летчики эскадрильи еще не прошли подготовку, а часть их уже выбыла с гепатитом, комэска в паре с замполитом трое суток почти беспрерывно пришлось летать на задания, шедшие одно за другим. В другом случае заболевшего командира самого некем было подменить, и он вывозил раненых, весь день проведя в вертолете и уже по возвращении на базу потеряв сознание прямо в кабине.

Ввод в строй эскадрильи был омрачен катастрофой в одном из первых самостоятельных вылетов. 7 мая 1987 г. в Лашкаргахе при перевозке личного состава взрыв в воздухе унес Ми-8 капитана А.В. Булатова с экипажем и 11 пассажирами. В Кандагаре заруливавшие на стоянку Ми-8 задели друг друга лопастями, обрубив их, произошло и несколько случаев стрельбы на земле из-за неосторожного обращения с бортовым оружием (к счастью, без жертв, хотя очередями и посекло аэродромную технику).

Растущие потери обеспокоили командование, и вскоре в Лашкаргах прибыла комиссия для проверки деятельности 205-й овэ. Замечаний поначалу было с избытком: от «недопустимой пыли на стоянках» до телевизионных антенн на крышах бараков, «демаскирующих аэродром». Впрочем, начальство на месте получило представление о здешней специфике: проверяющим хватило нескольких дней, проведенных в 50-градусную жару в модулях без кондиционеров с питанием в общей столовой, чтобы снять вопросы. Собравшись в штабе для заслушивания отчета руководства эскадрильи и примерного наказания виновных, члены комиссии один за другим покидали прокаленное солнцем помещение, и к концу доклада их осталось всего двое, после чего проверяющие спешно убыли домой. В это время эскадрилья дала первый ощутимый результат: совместно с разведчиками в пустыне под Кандагаром был разгромлен крупный караван, в котором захватили груз наркотиков в 1700 кг (афганский гашиш высоко ценился на Востоке, обеспечивая многим душманским отрядам «экономическую самостоятельность»).

Командирская должность при изобилии работы и ответственности всегда относилась к нелегким: комэск 239-й овэ подполковник Перфилов, принявший должность в мае 1987 г., за дотошность имел репутацию «вредного мужика» (но и «батьки»). В мае вертолетчиков ждал крупный успех, ставший одним из выдающихся за всю афганскую кампанию: после ряда перехваченных караванов у Бараки удалось взять душманский «большой груз» из 250 вьючных животных, получивший известность как «Абчаканский караван». В тот день 12 мая 1987 г. группа 668-го оспн вылетела из Бараки на разведку в южную часть провинции Логар к ущелью Дубанди. Помимо звена вертолетов капитана Н. Майданова в готовности на земле находилась бронегруппа из трех БМП-2 и трех БТР-70. Проходя над Абчаканским ущельем, с воздуха заметили признаки стоянки каравана — несколько человек и лошадь на краю сухого русла. Из штаба подтвердили, что подоспевшая с сообщением агентура из местных указывает на крупный караван поблизости, готовящийся к переходу в глубь страны. На месте высадилась разведгруппа лейтенанта Е. Барышева, тут же ввязавшаяся в бой. Ми-24 поддержали их огнем, а «восьмерки» ушли за подмогой. Бой разгорался, противник вел плотный огонь и даже пытался контратаковать разведчиков в конном строю. В ответ к ущелью подошла бронегруппа и подтянулась приданная спецназу артиллерия — гаубицы и «Грады», рассеявшие неприятеля.

Перестрелка продолжалась и с наступлением ночи, но с рассветом над ущельем вновь появились вертолеты, а прибывшая по заявке спецназа пара Су-25 отбомбилась «пятисотками» по прилегающим горным проходам, откуда на выручку каравану продвигались резервы противника. В группе СпН были ранены несколько человек, а на месте разгромленного каравана остались полтора десятка убитых душманов (трупы остальных не искали, хотя агентура сообщала, что те потеряли полсотни человек), 255 перебитых верблюдов и лошадей и множество тюков с оружием и боеприпасами. Среди трофеев оказались ДШК, ЗГУ, 82-мм миномет, 5 пусковых установок PC, 16 китайских ПЗРК, 7 безоткатных орудий и 700 кг медикаментов. Большую часть трофеев просто не удалось вывезти из глубокого ущелья, куда не могли спуститься машины, и тюки и ящики с боеприпасами пришлось жечь и подрывать на месте, записав на свой счет 530 PC, 570 снарядов, 950 гранат к РПГ, 410 минометных и 260 противопехотных мин, 340 кг взрывчатки и более 320 тысяч патронов разных калибров. Как оказалось, сопровождавший груз душманский отряд не сошелся в цене с местными проводниками и стал у Абчакана, оказавшись не в том месте и не в то время...

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz