Предыдущая Оглавление Следующая

В А. Грачев всегда тяготел к армейской тематике, поэтому за эту интересную работу, узнав о ее необходимости, он взялся в конце 1948 г. по своей инициативе и с большим энтузиазмом, предварительно специально съездив за поддержкой и финансированием в Москву, в ЦК ВКП (б) и в Инженерный комитет СА. И это несмотря на нехватку на заводе кадров, особенно конструкторов-автомобилистов (всего 56 человек) и высококвалифицированных специалистов для их плодотворной работы в экспериментальном цехе (ЭЦ), на который ляжет основная нагрузка. К тому же завод продолжал строиться. Некоторые необходимые для такой работы цеха и службы еще не сформировались. Одновременно продолжались также инициативные работы над модернизированным ЗИС-150 — ДАЗ-150 «Украинец», над оригинальным полуприцепом к нему «5000» под РЛС «Гром», 3- и 5-тонными автопогрузчиками «4000» и «4001» с гидроприводом подъемника (впервые в стране), над автокраном АК-76.

Тем не менее с конца 1948 г. начали трудиться и над будущей большой амфибией. Для начала тщательно изучили ее однозначный прототип — GMC (на завод пригнали две машины, одну из которых разобрали «до винтика»), его сильные и слабые стороны путем длительных поездок по дорогам и проплывов на Днепре. Одновременно проводили и «обкатку» конструкторов, знакомили их «изнутри» с неизвестной многим машиной, что было очень полезно и дальновидно. В выходные дни летом 1949 г. нередко плавали всем коллективом по Днепру, иногда выходя на сушу на живописных днепровских островах для устройства пикников. Кроме близкого знакомства с новой техникой, это очень сближало как состав отдела Главного Конструктора (ОГК), так и его коллектив с испытателями и производственниками .

BAV004.jpg

В.А. Грачев во время испытаний опытных образцов автомобиля-амфибии ДАЗ-485.

На GMC понравились:
- хорошая для подобной машины гидродинамика водоизмещающего корпуса;
- удачно подобранный винт;
- приемистый двигатель;
- умеренная собственная масса;
- легкий руль (пара «винт-шариковая гайка», для нас тогда недостижимая);
- достаточно мягкие рессоры;
- надежные и эффективные передние амортизаторы;
- четкая работа сцепления.

Выявили и недостатки:
-  неудобная погрузка снаряжения на грузовую платформу через высокий задний борт и неудобный спуск его на дно корпуса (причем в задней части образовывалась «мертвая зона»);
-  нехватка мощности двигателя;
-  непрактичные в наших условиях гипоидные ГП;
-  малый дорожный просвет под картерами ГП;
-  ненадежные вращающие головки подвода воздуха к шинам, торцевые уплотнительные узлы которых имели упругие текстолитовые диафрагмы, плохо работавшие «всухую» и ломавшиеся на морозе с потерей герметичности;
-  ненадежные, подверженные поломкам штанги наружного подвода воздуха к шинам (этот недостаток, перешедший и к нам, удалось исправить только через 8 лет);
-  малые размеры водяного руля — недостаточная маневренность на воде; излишне жесткие борта шин, слабо деформирующиеся при уменьшении давления в них воздуха до минимума и быстро растрескивающиеся на ходу (явно не годились для длительного движения по грунту);
-  большое затруднение с выдачей троса лебедки вперед;
-  задиры шестерен одного из откачивающих насосов;
-  перегрев двигателя при длительном движении по воде на полном дросселе;
-  тяжелое 6-вольтовое электрооборудование; - недостаточная производительность компрессора — время накачки всех шин составляло не менее 40 мин;
-  постоянный крен на левый борт из-за расположенного там бензобака;
-  неудобные при движении по зарослям неподвижные уплотнительные кожухи (с рвущимися резиновыми «гармошками») карданных валов;
-  неудачное расположение глушителя (вблизи радиатора).

Все это помогло сформулировать (вместе с военными) окончательное техзадание на большой плавающий 3-осный автомобиль, обязательное для реализации:
- подход по слабым грунтам с уклоном до 20° к водным преградам шириной до 1 км любой глубины с десантными стрелковыми группами до 40 человек с легким вооружением и боеприпасами и с иными грузами массой до 3000 кг;
-  переправа десантных групп на инженерно не оборудованный противоположный берег со скоростью не менее 8,5 км/ч;
-  надежный выход из воды на песчаный и глинистый берег крутизной до 17°;
-  последующее безостановочное продвижение вглубь вражеской территории по различным дорогам с максимальной скоростью до 60 км/ч.

BAV005.jpg

2,5-тонный грузовой автомобиль повышенной проходимости ЗИС-151, близкий по внешним параметрам, размерам и кинематической схеме к американскому GMC-CCKW-353, который стал основой для GMC-DUKW-353. Фото 1948 г.

Должна была также обеспечиваться быстрая и удобная погрузка (с использованием собственной лебедки) для переправы 76,2-мм пушки ЗИС-3, 85-мм пушки Д-44, счетверенной ЗГГУ-4 и 37-мм зенитной пушки (с расчетами), по одной установке, 122-мм гаубиц М-30, 120-мм минометов ПМ (по три штуки с расчетами), легких колесных тягачей ГАЗ-67, ГАЗ-69 (по одному); при наличии пологого берега с плотным грунтом, отсутствии волн и сильного ветра, малой скорости течения — переправа 3500 кг груза (100-мм пушки БС-3, 152-мм гаубицы Д-1 с расчетом, среднего колесного тягача ГАЗ-63 без груза).

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz