![]() |
![]()
|
Легкая авиадесантируемая самоходная установка АСУ-76 (ММЗ). | Опытная легкая авиадесантируемая самоходная установка АСУ-57 (завод №115). |
![]() |
![]() |
Легкая плавающая авиадесантируемая самоходная установка АСУ-57П (ВРЗ №2). | Легкая плавающая авиадесантируемая самоходная установка АСУ-57П (ММЗ). |
Схожими путями развивалась техника воздушно-десантных войск и за рубежом. Так, в США в 1957 г. приняли на вооружение авиадесантную 90-мм самоходную противотанковую пушку М56 «Скорпион».
Самоходные установки не только увеличили огневую мощь воздушных десантов и их возможности в борьбе с различными бронеобъектами противника, но и позволили отработать вопросы их десантирования и эксплуатации (боевого использования) в составе воздушного десанта. К примеру, для СУ-85 массой 15,53 т потребовалось создание новых систем десантирования, рассчитанных на большие размеры и массу груза. В ходе проведения различных учений десантники нередко передвигались «на броне» самоходных установок (в том числе — при совершении маршей в тылу «противника»), однако это не могло полностью решить проблему увеличения маневренности и защищенности десантов в целом.
В качестве транспортных машин после Великой Отечественной войны на вооружение ВДВ поступали автомобили ГАЗ-67, ГАЗ-69, УАЗ-469, ГАЗ-66, но для ведения боевых действий десантники нуждались и в специальных транспортно-боевых машинах.
В начале 1960-х гг. военная наука стремилась разрешить ряд проблем, порожденных стремительным прогрессом в области развития вооружения и военной техники — распространением ракетно-ядерного, ростом доли управляемого ракетного оружия, развитием реактивной авиации, полной моторизацией и механизацией вооруженных сил и т.п. Одним из результатов этих работ стало создание нового типа транспортно-боевых машин — боевой машины пехоты, способной вести борьбу с пехотными противотанковыми средствами и бронированными целями как самостоятельно, так и в тесном взаимодействии с танками.
С другой стороны, воздушно-десантным войсками ставились задачи по ведению масштабных боевых действий в глубоком тылу противника. Воздушные десанты (в том числе высаживаемые в оперативную глубину построения противника) стали в 1960-е гг. постоянным элементом оперативного построения фронтовых объединений. Возросла глубина десантирования, повысились требования к быстроте высадки и продолжительности самостоятельных действий. В условиях, когда противник располагал танковыми, механизированными и аэромобильными частями, разнообразными средствами разведки и точным ракетно-артиллерийским вооружением, естественным решением выглядело оснащение десанта бронированными транспортно-боевыми машинами, обеспечивающими защиту от огня стрелкового оружия и возможность борьбы с различными бронированными средствами противника, а также обладающими хорошей подвижностью на пересеченной местности.
Требование унификации боевой техники предполагало стремление иметь единую боевую машину для Сухопутных и Воздушно-десантных войск. Однако, несмотря на то, что создаваемая БМП была авиатранспортабельной, десантников она не устраивала. При создании и выборе машин для ВДВ решающими оказывались возможности самолетов военно-транспортной авиации и систем десантирования, а непосредственно в системе «транспортное средство — перевозимый груз» — транспортное средство, т.е. самолет. Это и определяло требования по массе, габаритам, креплению, быстроте погрузки в самолет, а также разгрузке или десантированию. Принятая на вооружение Советской Армии БМП-1 в эти требования не укладывалась. Во-первых, ее боевая масса, равная 13 т, допускала перевозку самолетом Ан-12 (основным военно-транспортным самолетом того времени) лишь одной БМП (при ограниченном количестве самолетов, несущих воздушный десант, это не позволяло перебросить достаточное количество боевых машин с экипажами). Во-вторых, на тот период времени не существовало систем десантирования, пригодных для БМП-1.
Легкая авиадесантируемая самоходная установка АСУ-57.