![]() |
![]() |
АВМА «Энтерпрайз» в боевом походе. | На фотографии показана якорь-цепь левого якоря «Энтерпрайза». Каждое звено этой цепи весит почти 180 кг, а длина всей цепи — около 330 метров! |
![]() |
![]() |
Так выглядело помещение форпика «Энтерпрайза» до его последней модернизации. Вид с носа. | На этой фотографии хорошо видно, как обе якорь-цепи уходят дальше вниз, под форпик, в своеобразный цепной ящик, где они и уложены в то время, когда якоря подняты. |
![]() |
![]() |
F-4B «Фантом» готовится к ночному налету на Северный Вьетнам. 5 апреля 1966 г. | Вид на верхнюю часть надстройки-острова до модернизации. Четко видны коническая конструкция с ПК РЭБ, прозванная «ульем», и антенны РЛС по бокам надстройки. |
25 ноября 1961 г. атомный ударный авианосец «Энтерпрайз» был введен в боевой состав ВМС США. Первым его командиром стал кэптен В. П. де Покс (Captain Vincent P. de Poix). Экипаж дал своему кораблю прозвище Big E (что можно перевести примерно как «Большой Э»), которое раньше носил его предшественник.
12 января 1962 г. авианосец вышел в свое первое настоящее плавание, продолжавшееся в общей сложности три месяца. Это было так называемое гарантийное плавание (в американских ВМС употребляется термин shakedown cruise). За это время корабль прошел целую серию, как казалось морякам, бесконечных испытаний и учебных проверок, общей целью которых было определение реальных возможностей кораблей нового не только для американского флота, но и для всего мира типа. И буквально сразу же стало ясно, что ВПР США и командование ВМС Соединенных Штатов не просчитались, начав новую кораблестроительную программу. Риск полностью оправдал себя: боевые качества атомохода просто поражали, реальность превзошла ожидания многих военно-морских специалистов.
Во время плавания на борту авианосца находилась 1-я корабельная авиагруппа (Carrier Air Group One, CAG-1)1 со своими штатными самолетами. Кроме того, в Мейпорте, штат Флорида (Mayport, Florida), на корабль погрузили 7-ю авиаэскадрилью (VAH-7) с самолетами A3J «Виджилент» (Vigilante), получившими позже обозначение А-5А. В этом походе на атомоходе также находилась вооруженная новыми истребителями F-4H (затем — F-4B) 102-я истребительная авиаэскадрилья (VF-102).
Начало полетам палубной авиации «Энтерпрайза»положил командир 1-й корабельной авиагруппы коммандер Джордж Тэлли-младший (Cmdr. George Talley Jr.), совершивший 17 января 1962 г. на истребителе F-8U «Крусейдер» (Crusader) посадку на палубу с помощью аэрофинишера и взлет с палубной катапульты. Хотя несколько посадок и взлетов летательных аппаратов с этого авианосца осуществлялось и ранее (например, упоминавшиеся выше высокопоставленные «экскурсанты» прибыли на корабль и убыли с него на трех транспортных самолетах С-1 (TF)«Трейдер» (Trader) из состава VR-40), но официально первопроходцем здесь считается именно коммандер Тэлли.
Во время этого плавания, благополучно завершившегося 5 апреля, атомоход совершил несколько заходов, в том числе посетил американскую ВМБ Гуантанамо (остров Куба).
Через несколько дней после возвращения в Норфолк «Энтерпрайз» посетили президент Кеннеди, конгрессмены США и официальные лица из нескольких дружественных зарубежных государств. Всех интересовало, как же выглядит это новое американское «чудо-оружие».
За более чем четыре десятка лет службы атомный авианосец «Энтерпрайз» принимал участие во множестве вооруженных конфликтов, разного рода операций и учений. Однако есть среди них и довольно необычные эпизоды. Так, например, авианосец принимал участие в съемках фильма «Охота за «Красным Октябрем» (The Hunt for Red October), снятого по популярному на Западе во времена «холодной войны» произведению Тома Клэнси.
1 Так раньше называлось базировавшееся на авианосце авиационное соединение. В настоящее же время употребляется термин «корабельное авиакрыло» (Carrier Air Wing, CVW).