Реальное создание таких экранопланов может явиться важным событием в развитии морских транспортных средств и позволит решать сложные морские проблемы. В частности, одной из таких проблем является задача эффективного спасения терпящих бедствие на море людей и технических средств. Тяжелые двухрежимные экранопланы второгр поколения являются основой не только для организации эффективной специализированной спасательной системы, своего рода морской «скорой помощи», но и в целом многофункциональной международной глобальной морской системы безопасности — SSS (Sea Safety System).
Более отдаленные перспективы практического применения экранопланов связаны с дальнейшим включением океанских просторов в сферу разносторонней деятельности человека, которая потребует наличия быстроходных средств для транспортировки людей и грузов, осуществления различных работ вдали от берегов. В качестве примера можно указать на возможность использования экранопланов как разгонных блоков для воздушно-космических аппаратов с горизонтальным стартом.
Такое применение аппаратов с динамическим принципом поддержания предложила российская фирма «Маренго». По проекту, экранолет должен выполнять функции многоразовой разгонно-стартовой системы для воздушно космического самолета (по типу ВКС «Буран»). Экранолет с космическим самолетом отходит от находящейся на берегу технической позиции, разгоняется до заданной скорости и взлетает с водной поверхности. На высоте 8—12 км дается команда на включение двигателей космического самолета, который отделяется от экранолета и продолжает набирать скорость. Аналогичный проект использования экранопланов как воздушно-космического самолета рассматривают японские разработчики вместе с коллегами из Петербургского университета аэрокосмического приборостроения.
В качестве более простой задачи ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова предложил использование экранопланов массой 700—800 т в качестве платформы для вертикально стартующих ракет-носителей по типу существующей системы Sea Launch. Запуски искусственных спутников Земли из района экватора экономически выгодны» что уже доказано на практике.
Таким образом, лидерство нашей страны в области экранопланостроения неоспоримо, ведь в России не только построено больше всех типов экранопланов (как на бюджетном финансировании, так и на частном), эти аппараты строились и строятся серийно! Достигнутые в России исключительные технические характеристики экранопланов еще ни одной стране мира не удалось повторить на своих образцах. Высокоразвитые в техническом отношении страны, в том числе США, покупают в России проекты экранопланов и технологию экранопланостроения, создают с российскими ведущими организациями совместные предприятия. Представляется, что появление российских экранопланов, выполняющих предложенные функции, сможет кардинально повлиять на решение чрезвычайных ситуаций при бедствиях на море и явиться инструментом воздействия на государства и структуры, эксплуатирующие Мировой океан.
Литература
1. Абросимов Н. Проект универсальной космической транспортной системы // Аэрокосмический курьер. — 2000, №1.
2. Белавин Н.И. Экранопланы. — Л., 1977.
3. Визель Е.П. Исследование свободных вихрей крыла малого удлинения с концевыми шайбами вблизи экрана // Ученые записки ЦАГИ. — 1971, Т. 11, №3.
4. Грунин Е. Над водой парящий // Техника — молодежи. — 1972, №8.
5. Евсеев А. Вместе с нами над волнами // Неделя. — 1992, №50.
6. Егоров Ю. Экраноплан берет старт // Аэро. — 1993, №2.
7. Елков И. Первая земная «летающая тарелка» // Комсомольская правда. — 1996, 28 июня.
8. Ильин В. «Монстр Каспия» подает сигнал бедствия // Известия. — 1992, 24 дек.
9. ИНФО-ТАСС, №БЦ897 от 27.07.95.
10. Иродов Р.Д. Критерии продольной устойчивости экраноплана: Ученые записки ЦАГИ. Т. 1, №4. — М, 1970.
11. Качур П.И. Р.Е. Алексеев: Конструктор крылатых кораблей. — СПб.: Политехника, 2006.
12. Качур П.И. Аннотированный сборник патентов, №50. — М.,1977.
13. Качур П.И. Состояние и перспективы развития экранопланов в 1930—1990 гг. // Бюллетень иностранной научной и технической информации. Серия 1: Естественные науки, техника. — 1993, №10, 11.
14. Качур П.И. Судостроение // Бюллетень иностранной научной и технической информации. — 1994, №17,18.
15. Кесарев Ю. Скользящие над волнами // Техника — молодежи. — 1985, №3,7.
16. Кистяковский А.Б. Полет над экраном: В сб. IV Всесоюзная конференция по бионике. Т. IV. — М., 1973.
17. Колганов В.В. Лучший памятник // Техника — молодежи. — /997, №9.
18. Кузин В.П., Никольский В.И. Военно-Морской Флот СССР. 1945—1991. — СПб., 1996.
19. Кузнецов А. Прерванный полет «Горыныча» // Техника — молодежи. — 1993, №1.
20. Макаров Ю.В. Экранолет ЭСКА-1 // Наука и жизнь. — 1974, №2.
21. Макаров Ю.В., Горбенко Ю.С. Катер-экраноплан ЭСКА-1 //Катера и яхты. — 1978, №3 (73).
22. Макаров Ю.В. Мотолодка с воздушным крылом? // Катера и яхты. — 1979, №3 (79).
23. Маркович А. Теплоходы сами не летают // Гермес. — 1995, №4.
24. Материалы Первой международной конференции по экранопланам. — Иркутск, 1993.
25. Морозов В., Кудинов А. «Динго» — не без намека на дикость // Крылья Родины. — 1993, №8.
26. На пассажирских авиалиниях появится самолеты на воздушных подушках // Московский комсомолец. — 1993, 9 окт.
27. Николаев Н.И. Летающий вездеход. — М., 1963.
28. ПипкоД. Экранопланы // Наука и жизнь. — 1966, №1.
29. Самолеты ТАНТК им. Г.М. БЕРИЕВА. 1968—2002. — М., 2002.
30. Серебрийский Я.М. Влияние близости земли на аэродинамические характеристики самолета // Труды ЦАГИ. 1936. — Вып. 267.
31. Серебрийский Я.М., Биячуев Ш.А. Исследование в трубе горизонтального установившегося движения крыла на небольших расстояниях от земли // Труды ЦАГИ. 1939. — Вып. 437,
32. Синицын Д.Н., Маскалик А.И. Первый гражданский экраноплан «Амфистар». — СПб.: Судостроение, 1999.
33. Скорое С.А., Чернявец В.В., Прихбдько Г.К., Шувалов В.П. Некоторые вопросы эксплуатационной эффективности экранопланов // Судостроение. — 1995, №8,9.
34. Соколов В.В. Экранопланы: перспективы гражданского применения // Судостроение. — 1996, №10.
35. Суржик В.В. Самостабилизированный экраноплан — новый вид транспорта // Авиамастер. — J998, №0.
36. Ушаков Б.А. Влияние близости Земли на аэродинамические характеристики крыла. // Технические записки ЦАГИ. — 1947, №47.
37. Филипченко Г.Г., Шадрин В.П. Влияние концевых шайб на подъемную силу крыла, движущегося над водной поверхностью // Труды ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова. 1967. — Вып. 237.
38. Чернявец В.В., Леденев Н.И., Пирогов Н.Н., Скоров С .А., Яновский А.И. Некоторые аспекты навигационной безопасности экранопланов // Судостроение. — 1999, №3.
39. Чутко Н.Э. Мост через время. — М., 1989.
40. Экраноплан «Иволга». КОМЕТЕЛ. Выставочный буклет. — 1997.
41. Юрьев Б.Н. Влияние земли на аэродинамические свойства крыла // Вестник воздушного флота. — 1923, №1.
42. Яблонский П.П. Крылатые суда отечества. Экранопланы мира. — М., 1997.
43. Flight International, 02.04.97—08.04.97, v.151, №4568.