Предыдущая Оглавление

Реальное создание таких экранопланов может явиться важным событием в развитии морских транспортных средств и позволит решать сложные морские проблемы. В частности, одной из таких проблем является задача эффективного спасения терпящих бедствие на море людей и технических средств. Тяжелые двухрежимные экранопланы второгр поколения являются основой не только для организации эффективной специализированной спасательной системы, своего рода морской «скорой помощи», но и в целом многофункциональной международной глобальной морской системы безопасности — SSS (Sea Safety System).

Более отдаленные перспективы практического применения экранопланов связаны с дальнейшим включением океанских просторов в сферу разносторонней деятельности человека, которая потребует наличия быстроходных средств для транспортировки людей и грузов, осуществления различных работ вдали от берегов. В качестве примера можно указать на возможность использования экранопланов как разгонных блоков для воздушно-космических аппаратов с горизонтальным стартом.

Такое применение аппаратов с динамическим принципом поддержания предложила российская фирма «Маренго». По проекту, экранолет должен выполнять функции многоразовой разгонно-стартовой системы для воздушно космического самолета (по типу ВКС «Буран»). Экранолет с космическим самолетом отходит от находящейся на берегу технической позиции, разгоняется до заданной скорости и взлетает с водной поверхности. На высоте 8—12 км дается команда на включение двигателей космического самолета, который отделяется от экранолета и продолжает набирать скорость. Аналогичный проект использования экранопланов как воздушно-космического самолета рассматривают японские разработчики вместе с коллегами из Петербургского университета аэрокосмического приборостроения.

В качестве более простой задачи ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова предложил использование экранопланов массой 700—800 т в качестве платформы для вертикально стартующих ракет-носителей по типу существующей системы Sea Launch. Запуски искусственных спутников Земли из района экватора экономически выгодны» что уже доказано на практике.

Таким образом, лидерство нашей страны в области экранопланостроения неоспоримо, ведь в России не только построено больше всех типов экранопланов (как на бюджетном финансировании, так и на частном), эти аппараты строились и строятся серийно! Достигнутые в России исключительные технические характеристики экранопланов еще ни одной стране мира не удалось повторить на своих образцах. Высокоразвитые в техническом отношении страны, в том числе США, покупают в России проекты экранопланов и технологию экранопланостроения, создают с российскими ведущими организациями совместные предприятия. Представляется, что появление российских экранопланов, выполняющих предложенные функции, сможет кардинально повлиять на решение чрезвычайных ситуаций при бедствиях на море и явиться инструментом воздействия на государства и структуры, эксплуатирующие Мировой океан.

Литература

1.           Абросимов Н. Проект универсальной космической транспортной системы // Аэрокосмический курьер. 2000, №1.

2.           Белавин Н.И. Экранопланы. Л., 1977.

3.           Визель Е.П. Исследование свободных вихрей крыла малого удлинения с концевыми шайбами вблизи экрана // Ученые записки ЦАГИ. 1971, Т. 11, №3.

4.           Грунин Е. Над водой парящий // Техника молодежи. — 1972, №8.

5.           Евсеев А. Вместе с нами над волнами // Неделя. 1992, №50.

6.           Егоров Ю. Экраноплан берет старт // Аэро. 1993, №2.

7.           Елков И. Первая земная «летающая тарелка» // Комсомольская правда. 1996, 28 июня.

8.           Ильин В. «Монстр Каспия» подает сигнал бедствия // Известия. 1992, 24 дек.

9.           ИНФО-ТАСС, №БЦ897 от 27.07.95.

10.         Иродов Р.Д. Критерии продольной устойчивости экраноплана: Ученые записки ЦАГИ. Т. 1, №4. — М, 1970.

11.         Качур П.И. Р.Е. Алексеев: Конструктор крылатых кораблей. СПб.: Политехника, 2006.

12.         Качур П.И. Аннотированный сборник патентов, №50. М.,1977.

13.         Качур П.И. Состояние и перспективы развития экранопланов в 19301990 гг. // Бюллетень иностранной научной и технической информации. Серия 1: Естественные науки, техника. 1993, №10, 11.

14.          Качур П.И. Судостроение // Бюллетень иностранной научной и технической информации. — 1994, №17,18.

15.         Кесарев Ю. Скользящие над волнами // Техника молодежи. 1985, №3,7.

16.         Кистяковский А.Б. Полет над экраном: В сб. IV Всесоюзная конференция по бионике. Т. IV. — М., 1973.

17.         Колганов В.В. Лучший памятник // Техника молодежи. — /997, №9.

18.         Кузин В.П., Никольский В.И. Военно-Морской Флот СССР. 1945—1991. — СПб., 1996.

19.         Кузнецов А. Прерванный полет «Горыныча» // Техника — молодежи. — 1993, №1.

20.         Макаров Ю.В. Экранолет ЭСКА-1 // Наука и жизнь. — 1974, №2.

21.         Макаров Ю.В., Горбенко Ю.С. Катер-экраноплан ЭСКА-1 //Катера и яхты. — 1978, №3 (73).

22.         Макаров Ю.В. Мотолодка с воздушным крылом? // Катера и яхты. — 1979, №3 (79).

23.         Маркович А. Теплоходы сами не летают // Гермес. 1995, №4.

24.         Материалы Первой международной конференции по экранопланам. Иркутск, 1993.

25.         Морозов В., Кудинов А. «Динго» — не без намека на дикость // Крылья Родины. 1993, №8.

26.         На пассажирских авиалиниях появится самолеты на воздушных подушках // Московский комсомолец. 1993, 9 окт.

27.         Николаев Н.И. Летающий вездеход. М., 1963.

28.         ПипкоД. Экранопланы // Наука и жизнь. — 1966, №1.

29.         Самолеты ТАНТК им. Г.М. БЕРИЕВА. 1968—2002. М., 2002.

30.          Серебрийский Я.М. Влияние близости земли на аэродинамические характеристики самолета // Труды ЦАГИ. 1936. — Вып. 267.

31.         Серебрийский Я.М., Биячуев Ш.А. Исследование в трубе горизонтального установившегося движения крыла на небольших расстояниях от земли // Труды ЦАГИ. 1939. — Вып. 437,

32.         Синицын Д.Н., Маскалик А.И. Первый гражданский экраноплан «Амфистар». СПб.: Судостроение, 1999.

33.         Скорое С.А., Чернявец В.В., Прихбдько Г.К., Шувалов В.П. Некоторые вопросы эксплуатационной эффективности экранопланов // Судостроение. 1995, №8,9.

34.         Соколов В.В. Экранопланы: перспективы гражданского применения // Судостроение. 1996, №10.

35.         Суржик В.В. Самостабилизированный экраноплан — новый вид транспорта // Авиамастер. — J998, №0.

36.         Ушаков Б.А. Влияние близости Земли на аэродинамические характеристики крыла. // Технические записки ЦАГИ. — 1947, №47.

37.         Филипченко Г.Г., Шадрин В.П. Влияние концевых шайб на подъемную силу крыла, движущегося над водной поверхностью // Труды ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова. 1967. — Вып. 237.

38.         Чернявец В.В., Леденев Н.И., Пирогов Н.Н., Скоров С .А., Яновский А.И. Некоторые аспекты навигационной безопасности экранопланов // Судостроение. 1999, №3.

39.         Чутко Н.Э. Мост через время. М., 1989.

40.         Экраноплан «Иволга». КОМЕТЕЛ. Выставочный буклет. — 1997.

41.         Юрьев Б.Н. Влияние земли на аэродинамические свойства крыла // Вестник воздушного флота. — 1923, №1.

42.         Яблонский П.П. Крылатые суда отечества. Экранопланы мира. — М., 1997.

43.         Flight International, 02.04.97—08.04.97, v.151, №4568.

Предыдущая Оглавление