Фрагмент чертежа Е.Н. Базарова к эскизному проекту ПРТБ «Степь».
Из воспоминаний С.Г. Полянского5: «... Мое знакомство с СКТБ ММЗ состоялось на стадии разработки эскизного проекта ПРТБ «Поле» в начале ноября 1957 г. В составе пяти конструкторов — С. Г. Полянский (старший группы), Г. А. Благов, А. В. Лосев, В. И. Жуненков и В. И. Пындак - мы прибыли в Мытищи для согласования вопроса об использовании автомобильных фургонов на шасси повышенной проходимости в наших разработках.
Начальником СКТБ в то время был А.Д. Дюженков, главным инженером и ответственным за конструкторские разработки - А. Г. Захаров, начальником кузовного отдела — В. И. Казаков. В совместных разработках участвовали многие сотрудники СКТБ г. Мытищи и представитель ГРАУ И.Л. Пойзнер».
Дома, в Сталинграде, эскизный проект готовили Г.Ш. Хейнштейн, В.М. Могилевцев, Н.А. Сеньшин, О.Г. Шкворенко, Э.М. Шлахтер и М.А. Петренко.
Работы были весьма засекреченными, в том числе от коллег отдела 6, куда входила группа Л.М. Виноградова. Потребовалось выделение отдельного помещения. Оно располагалось прямо рядом с кабинетом Г.И. Сергеева и называлось в среде конструкторов «хитрой комнатой». Секретность коснулась и представительства заказчика. К подготовке эскизного проекта были допущены только руководитель приемки полковник П.Ф. Цуриков и его заместитель подполковник Е.М. Алабушев.
Корпус снаряда калибра 406,4 разрабатывался в НИИ-24, корпус мины калибра 420 - в СКБ МОП (г. Коломна), корпус СБЧ к ракете «Филин» - в НИИ-1 Н.П. Мазуровым. Создание специальных стендов и приборов для работ с СБЧ и ЯБП в условиях ПРТБ вели КБ-11, НИИ-504, НИИ-137 и другие смежные организации.
Для проработки внутренней компоновки кузовов (размещение и крепление оборудования в кузовах) от этих организаций необходимо было получить исходные данные по габаритно-установочным размерам, условиям крепления и транспортировки, по требованиям техники безопасности и т.д. Однако эти данные задерживались или часто менялись.
Так как все работы проходили одновременно, то напряженность в отношениях всех участников увеличивалась, включая и заказчика - ГАУ МО. Тем не менее 30 декабря 1957 г. в ГАУ состоялась защита эскизного проекта БР-210 (ПРТБ «Поле»). Л.М. Виноградовым были представлены следующие изделия:
- машина-хранилище для снарядов и мин с ЯЗ, в которой размещались ложементы, тележка, таль, траверса, термочехлы, выдвижные полозки с подставкой;
- машина-сборки спецснарядов «Трансформатор-Д»;
- машина-сборки спецснарядов «Конденсатор-АР», «Конденсатор-Д»;
- машина-сборки ракеты «Филин». В машинах-сборки размещались ложементы, таль, весы, приспособления для передачи спецснарядов или различных термоконтейнеров со спецзарядами в машину-хранилище или непосредственно на позицию;
- вспомогательное оборудование в составе: четырех машин ЗИЛ-131 для перевозок, легкового автомобиля ГАЗ-69, автотопливного заправщика ТЗ-3-157, походной мастерской ПАРЭМ, экскаватора-крана Э-305, машины для зарядки АБ 8НО312, электростанции на 400 В типа ЭСД-10-ВС, водомаслогрейки ВМГ-40-51, походной кухни, траверсы, палатки и молниеотвода.
![]() |
![]() |
Пусковая установка 2П16 ракетного комплекса «Луна». | Пусковые установки 2П4 ракетного комплекса «Филин». |