Схема бронирования советского среднего танка Т-34-85.
Схема бронирования советского тяжелого танка ИС-2.
Как известно, несмотря на наличие крупных месторождений никеля, вольфрама и молибдена, подкалиберные бронебойные снаряды к 37- и 45-мм авиационным пушкам в СССР массово не производились, хотя и были отработаны опытные образцы. Предпочтение было отдано обеспечению необходимыми материалами производства подкалиберных снарядов для танковых пушек и орудий противотанковой артиллерии. При этом подкалиберные снаряды выдавались командирам орудий истребительно-противотанковых полков только под личную ответственность и на счет, а утрата хотя бы одного снаряда грозила последним суровым наказанием — вплоть до разжалования в рядовые.
Схема бронирования немецкого тяжелого танка «Королевский тигр»
Трофейный Ju87D.
Примерно в это же время на центральном участке Восточного фронта в составе FüPz появилось несколько противотанковых самолетов Ju88P-l (доработанный Ju88A-4), вооруженных 75-мм пушкой ВК 7,5. Пушка размещалась в подфюзеляжном контейнере. Бомбовое вооружение отсутствовало, а стрелковое — включало два подвижных пулемета нормального калибра MG81Z для стрельбы назад (один — вверх, другой — вниз) и один неподвижный пулемет MG81 для стрельбы вперед.
Пушка ВК 7,5 представляла собой авиационную модификацию полевой противотанковой пушки РАК 40. Для нее был разработан новый лафет, облегченный дульный тормоз, автомат заряжания и барабанный механизм на 12 снарядов.
Одного попадания бронебойного снаряда пушки ВК 7,5 было достаточно, чтобы вывести из строя любой советский танк. Во время полигонных испытаний снаряды устойчиво пробивали броню башен Т-34. Считалось, что новый противотанковый «юнкере» в боевых условиях будет способен успешно поражать советские танки всех типов с дистанции стрельбы порядка 1000 м.
Испытания показали, что летные данные Ju88P-l заметно снизились: максимальная скорость не превышала 390 км/ч, а управляемость резко ухудшилась (большой обтекатель пушки серьезно снижал путевую устойчивость самолета). По сравнению с Ju88A-4 пилотирование противотанкового «юнкерса» усложнилось. По этим причинам на самолете смонтировали систему сброса пушечного контейнера в чрезвычайной ситуации (отказ одного из моторов и т.д.).
Оказалось, что в реальном бою скорострельность пушки ВК 7,5 не обеспечивает достаточной вероятности поражения малоразмерных целей — танков, САУ и т.д. За одну атаку летчик успевал сделать не более двух выстрелов. Кроме того, сама установка отличалась низкой надежностью. Положение усугублялось отсутствием на самолете бомбардировочного вооружения, слабым бронированием и оборонительным вооружением, а также низкими летными данными. В случае перехвата советскими истребителями Ju88P-l не имел никаких шансов на спасение.
По результатам войсковых испытаний решили установить на самолет две пушки ВК 3,7 и усилить бронирование. Эти мероприятия последовательно были реализованы в самолетах Ju88P-2 и Ju88P-3. Однако вследствие низких летных данных и недостаточной мощности снарядов калибра 37 мм боевую эффективность самолетов сочли все же недостаточной. Серийно их не строили.