Один из фрагментов технического проекта.
Схема железнодорожной транспортировки ствола 650-мм пушки.
Таблица зарядов для выстреливания авиабомб БРАБ-3000 и БРАБ-1500.
Бомбы |
БРАБ-3000 |
БРАБ-1500 |
||||||||||||
Марка пороха заряда |
406/50 |
356/52 |
203/45 |
152/57 |
||||||||||
Скорость, м/с |
325 |
300 |
250 |
325 |
300 |
250 |
400 |
325 |
300 |
250 |
400 |
325 |
300 |
250 |
Вес заряда, кг |
222 |
205 |
163 |
215 |
197 |
155 |
133 |
93 |
85 |
68 |
140 |
97 |
88 |
74 |
Б, мм |
2663 |
2663 |
2663 |
2663 |
2663 |
2663 |
1940 |
1940 |
1940 |
1940 |
1940 |
1940 |
1940 |
1940 |
К, мм |
2280 |
2280 |
2280 |
2280 |
2280 |
2280 |
1310 |
1040 |
1040 |
1040 |
1040 |
1040 |
1040 |
1040 |
Н, мм |
2713 |
2713 |
2713 |
2713 |
2713 |
2713 |
1943 |
1673 |
1673 |
1673 |
1993 |
1673 |
1673 |
1673 |
4. По наложению ствола БР-105 на качающуюся часть 406 мм орудия МК-1 и полигонный станок МП-10
Для проверки возможности наложения ствола БР-105 на качающуюся часть МК-1 и станок МП-10 потребовалось произвести тщательный расчет противооткатных устройств. Расчет показал, что при начальной скорости бомбы 325 м/с можно будет уложиться в длину отката ствола Б-37 и в максимальную величину силы сопротивления откату этой системы, не заменяя веретен. Потребуется только повысить начальное давление в накатниках с 115 кг/см2 до 140 кг/см2.Такое повышение может быть допущено...
Заключение Сергеева Г.И. — начальника СКБ
Технологические трудности при изготовлении ствола будут, но они здесь не являются решающими, так как изделие единичное, уникальное.
В целом направление в проектировании принято правильное. Нужно продумать вопрос уменьшения диаметра ствола и числа слоев. Нужно в кратчайший срок внести уточнения на основании высказанных здесь замечаний и отправить проект на утверждение.
Секретарь техсовета
В.И. Хейфец (14.08.1953 г.)».
Судя по дате защиты технического проекта, конструкторы укладывались в сроки графика, утвержденного министром и руководителем АУ ВМС. Этого удалось достичь не так легко. Одна только переписка составила несколько томов. Они сохранились в ГАВО и дают возможность напомнить несколько принципиальных разногласий между ведомствами и пути их разрешения.
В качестве примера приведем решение вопросов по баллистике12.
Предполагаемый вариант заряжания можно увидеть на приведенном фрагменте технического проекта (см. рис. вверху)13.
Как пойдет процесс горения пороха, никто не знал. Как уже говорилось, министерство рекомендовало привлечь к решению проблемы одного из видных ученых в области баллистики — Г.В. Оппокова. Списались с ним. Он подготовил целый труд на эту тему под названием «Проблема прогноза» (!). Но в нем не было никаких конкретных рекомендаций. Автор писал: «...Основная трудность задачи заключается в том, что предстояло выполнить баллистическое проектирование гладкоствольного ствола очень большого калибра при отсутствии теории решения прямой задачи внутренней баллистики и достаточно надежных экспериментальных данных, необходимых для точного расчета ствола и заряда».
Но трудность, по мнению специалистов ОКБ-221, состояла не в этом. Дело в том, что во всех современных на тот момент орудиях диаметр каморы был больше диаметра ствола, а здесь наоборот. «Постарались» в свое время ленинградцы, когда «перекроили» проект. Пришлось Г.И. Сергееву и его помощникам все решать самим, т.е. брать ответственность на себя.