Студенты Сталинградского механического института на учениях в Прудбое сфотографировались на фоне дульного среза 800-мм ствола.
Утилизация была осуществлена в 1960 г. Артиллерийская часть порезана и переплавлена в мартене цеха №11, заряды и снаряды взорваны в Прудбое. Что касается четырех железнодорожных платформ, то судьбу их решал замначальника МТС и сбыта СНХ г. Волгограда (1957—1963) И.Г. Воробьев. Как он распорядился трофеем, не известно. Зато известна одна находка в Прудбое, к которой имел отношение ЦКБ «Титан».
В 1982 г. в Прудбое проходили испытания нового орудия. Конструктор И.В. Ковшов и измеритель-испытатель Н.Л. Турков обратили внимание на две противопожарные бочки. Они были нестандартной конструкции, в 200 мм от днища имелись вваренные краны. А еще любопытные пушкари обратили внимание на капсульный поясок, который обрамлял каждую бочку снизу.
О находке сообщили мне (автор статьи в то время исполнял обязанности начальника КБ по испытаниям). Доложил главному конструктору, и тот немедленно приказал написать письмо на имя директора музея-обороны А.В. Иванкина с просьбой принять на хранение немецкие гильзы. Реакция Анатолия Васильевича была мгновенной. Он побывал на месте находки, согласился принять гильзы на хранение и попросил Г.И. Сергеева привести их в порядок. В цехе 10 гильзы обточили, срезав краны, заварили отверстия и покрасили. На панораму их доставил руководитель группы Н.Б. Скориков.
Когда панорама «Сталинградская битва» была готова к открытию (1982 г.), в высотный зал приглашали именитых горожан. Приглашен был и Г.И. Сергеев. Первый вопрос его был о судьбе гильз «Доры». Ему сказали, что одна сохранилась в штатном варианте, другую передали ленинградским реставраторам для изготовления оригинального экспоната. В 1984 г., когда открылись залы для предварительного просмотра музея-панорамы, первые посетители, среди которых был Г.И. Сергеев со своей дочерью и внуком, увидели этот экспонат. Гильза была разрезана под углом. В образовавшийся эллипс реставраторы вписали карту гитлеровского плана «Барбаросса».
В таком состоянии эти гильзы от «Доры» демонстрируются в начале первого смотрового зала по сей день.
Судьба распорядилась так, что пока гнила и исчезала в мартенах завода «Баррикады» 800-мм «Дора», конструкторы ОКБ создали уникальный ствол для пользы отработки новых элементов вооружения.
Список сокращений
АУ ВМС - Артиллерийское управление ВМС
БРАБ - бронебойная авиационная бомба
ГАВО - Государственный архив Волгоградской области
ГСКБ — Государственное специальное конструкторское бюро
КПА - Контрольно-проверочный аппарат
МСХМ - Министерство сельскохозяйственного машиностроения СССР
MB - Министерство вооружения СССР
ОСАТ ГАУ ВМС - Отдел специальной авиационной техники Главного артиллерийского управления Военно-Морских Сил
ПРС - Парашютно-реактивная система
СНХ - Совнархоз
Примечания:
1. Из письма в/ч 27177 исх.23в/1541 от 8 мая 2008 г. и Широкорад А.Б. Россия и Германия. История военного сотрудничества. — М., 2007, с.234.
2. Худяковы А.П. и С.А. Гений артиллерии. - М., 2007, с. 568.
3. Широкорад А.Б. Гений советской артиллерии. — М., 2002, с.297.
4. Журнал «Смена» № 24-928, декабрь 1968 г. 4. Из рассказа Г.И. Сергеева.
6. Турахин Алексей Федорович родился 22.02.1896 г. Образование высшее. Закончил Артиллерийскую академию и Высшие академические авиационные курсы. В ГСКБ-47 (ФГУП «ГНПП «Базальт») с 1930 по 1970 г. А.Ф. Турахин является одним из первых организаторов проектирования советских авиационных бомб БРАБ-220, БРАБ-500, БРАБ-1000. Известен как талантливый конструктор, занимавший на протяжении многих лет ведущее место в советском авиабомбостроении, автор первых советских сварных фугасных авиабомб ФАБ-50, ФАБ-250, ФАБ-1000 (1932), зажигательной авиабомбы ЗАБ-1 -Э (1935), бронебойных авиабомб БРАБ-250, БРАБ-500, БРАБ-1000 (1941), авиационной гранаты АГ-2 (1941), противолодочной авиабомбы ПЛАБ-100 (1941).
Удостоен звания лауреата Сталинской премии (1943). Награжден орденами Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, Знак Почета и медалями.
7. Как присваивался индекс БР? В 1951 г. Г.И. Сергеев решил возродить присвоение «баррикадского» индекса вновь разрабатываемым изделиям. Был заведен специальный журнал с выдачей только по его разрешению, в который вносили очередной номер, название, указывалось число, подразделение и подпись.
8. Был зарегистрирован под №972 от 15.12.1952 г. (не сохранилось).
9. Бунин Сергей Алексеевич родился 09.03.1907 г. Окончил Тульский механический институт (1936 г.). Трудовую деятельность начал в 1926 г. учеником слесаря на заводе №6 в г. Тула. С 1937 г. на заводе №68. Работал заместителем начальника цеха, начальником технического отдела, главным инженером. С 1939 г. - директор завода №68. В 1945 г. назначен директором завода №77, а через два года — директором СТЗ. Из Сталинграда направлен на пост заместителя министра сельскохозяйственного машиностроения. С 1952 г. С.А. Бунин работал начальником ГСКБ-47. Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны 1 -й степени, медалями.
10. ГАВО, ф. 127, оп. 4, д. 770.
11. Из фондов ЦКБ «Титан», №1757 (рулон 49), эскизный проект.
12. Копия решения по тех совету, ГАВО, ф. 127, оп. 4, д. 770.
13. Из фондов ЦКБ «Титан», №2713 (рулон 49), тех. проект.
14. ГАВО, ф. 127, оп. 4, д. 772, л.32. На этом совещании присутствовали:
От ЦКБ-34: главный инженер А.Г. Гаврилов, руководитель темы А.И. Ухов, начальник 22-го отдела В.М. Ковальчук, начальник 20-го отдела А.В. Черенков, ведущие конструкторы В.Е. Соколов и М.Е. Дорфман.
От НИИ-13: главный инженер Л.Г. Шершень, главный конструктор А.В. Дмитриев, главный технолог В.П. Мясников, руководитель КБ-2 B.C. Красногорский, руководитель лаборатории №25 В. В. Рождественский, старший научный сотрудник 3.3. Гуревич.
15. ГАВО,Ф.127,оп.4,Д.554.
16. Материалы ЦКБ «Титан» № 1925, л.20 (п.4, пор.14)
17. ГАВО, Ф. 6575, оп.38, д.7, л.35.
18. ГАВО, Ф.127,оп.4,Д.869,л.115.
19. Из фондов ЦКБ «Титан», № 3464 (рулон 49)
20. ГАВО, Ф.6575, оп.9, Д.5, л.2.
21. Из письма ГНПП «Базальт» исх.3118 - 8/300 от 31.01.2008 г. за подписью начальника музея В.Г. Бойченко.
22. Там же.
23. Из фондов ЦКБ «Титан», №6234. рис. 20.
24. Долгое время о применении ствола БР-105 после испытаний авиабомб ходили легенды. И только из переданных рассказов С.Н. Курдеванидзе стало известно о дополнительном применении ствола из системы «Ястреб».
25. Из фондов ЦКБ «Титан», №8000.
26. ГАВО, Ф.6575, оп.9, д.25, л.29.
27. ГАВО, Ф.6575, оп.9, д.25, л.83.
28. ГАВО, Ф.6575, оп.9, д.25, л.82.