Предыдущая Оглавление

За опытно-конструкторские разработки роботизированного танка брались МВТУ им. Н.Э. Баумана (в «Бауманке» было сформировано Специальное конструкторско-технологическое бюро прикладной робототехники) и ВНИИ Транспортного машиностроения (бывший НИИ-100 Миноборонпрома5). Но денег для поддержки этих разработок в стране не оказалось. Да вскоре не стало и самой страны — СССР, где были начаты столь многообещающие работы в интересах Вооруженных Сил. Правда, создавались машины-роботы для других силовых ведомств. Бауманцы, например, создали серию мобильных робототехнических комплексов (МРК) для ФСБ, МЧС и Минатома.

Остается надеяться, что нынешняя Россия, с трудом преодолевающая тяжелое наследие «рыночных реформ» 1990-х гг., все же сможет продолжить работы по роботизации боевых бронированных машин6.

Подготовил к печати Семен Федосеев

Завершая данную статью, хотелось бы привести рассказ о работах над безэкипажным танком-роботом в Военной академии БТВ бывшего заместителя начальника Академии по научной работе генерал-лейтенанта Н.Г. Орлова:

«Однажды зашли ко мне начальник научно-исследовательской лаборатории НИЛ-4, полковник Степан Билык и его сотрудник подполковник Владимир Сергеев.

- Товарищ генерал, просим учебный танк Т-72. Мы готовы оборудовать его системами радиоуправления.

- Докажите целесообразность. У нас в плане этой темы нет.

- Проект инициативный. Теория разработана. Схемы, чертежи готовы. По ним в миниатюре собрали аппаратуру, блоки и механизмы.

- Удалось ли все испытать на макете?

- На макете все работает. Пора испытывать в танке. Пошли в лабораторию. Сергеев запустил с пульта систему на специально построенном стенде. Исполнение всех команд: запуск двигателя, переключение передач, увеличение скорости, торможение, остановки и повороты - все контролируется загорающимися лампочками. Все работает как часы. Кажется, если всю систему смонтировать на танке, то он будет прекрасно управляем. Доложили Лосику. И после обычного «давайте разберемся» получили танк Т-72, причем он был закреплен за лабораторией.

Работы над реальными образцами радиоуправляемых танков велись долго. Все осуществлялось руками умельцев научно-исследовательской лаборатории, опытно-ремонтной мастерской.

Меня назначили куратором проекта. Его включили в план научно-исследовательской работы академии. Началось, хотя и не очень солидное, но все же финансирование. Как мог, поддерживал проект и сам Лосик. Он неоднократно принимал участие в пробных демонстрациях работы систем радиоуправления танка.

Окончательное завершение работ по проекту радиоуправляемого танка-робота состоялось, когда уже на смену Лосику пришел генерал-полковник Вячеслав Митрофанович Гордиенко. Надо отдать ему должное, он близко принял к сердцу самоотверженный труд офицеров-исследователей НИЛ-4...

В сентябре 1988 г. я лежал в госпитале по поводу предстоящего увольнения. Вдруг звонит Гордиенко:

- Николай Григорьевич, прошу вас прибыть в лагерь «Сенеж». Главком Сухопутных войск хочет познакомиться с новым детищем академии, вы будете представлять.

- Спасибо, буду!

До приезда генерала армии Е.Ф. Ивановского мы успели провести несколько тренировок. Сбоев не было. Володя Сергеев до автоматизма отработал управление танком по радио с наблюдательно пункта.

Гордиенко представил Ивановскому группу разработчиков и меня как руководителя показа, потом попросил:

- Николай Григорьевич, прошу вас вначале введите нас в обстановку, потом покажите действия танка на местности.

Выслушав вводный доклад, Ивановский задал несколько вопросов, в том числе поинтересовался, реально ли управлять машиной в сорок тонн по радио и зачем вообще это надо? Он сам подошел к танку, убедился, что внутри экипажа нет, и разрешил приступать к показу.

Откуда вы будете управлять? спросил он Сергеева. Я буду возле вас!

Сергеев взял в руки пульт, повернул рычажок, и тут же заурчал, ожил двигатель сорокатонной машины. Еще движение — и танк плавно тронулся. Переключались передачи, и машина быстро набирала скорость. Приблизившись ко рву, танк снизил скорость и плавно перемахнул через него. Затем танк разрушил барьер из бревен и взобрался на солидной высоты бугор. Сергеев умело управлял танком. Несколько раз по требованию главкома глушили и вновь заводили двигатель.

- А теперь возвратите танк на максимально возможной скорости, - дал указание Ивановский, - и отсюда направьте его вон к той вышке! Это возможно?

Сергеев улыбается. Сегодня его день. Он демонстрирует продукт своего труда и талант соратников.

- Это можно, —говорит он, - как и многое другое! Щелкнул переключатель, и двигатель взревел. Еще движение руки, и машина на полной скорости мчится обратно, разворачивается почти на ходу и прямиком к вышке, что стоит в полукилометре от нас. Прост фантастика!

- А можете поднять танк на железнодорожную платформу? Если можете, то гарантируете ли безопасность? - вдруг спросил Ивановский.

— Да мы, танкисты, все можем, товарищ генерал армии! — лицо Сергеева сияло от возможности еще раз показать свое детище.

- Николай Григорьевич, а вы на тренировке на платформу танк загоняли? - вполголоса засомневался Гордиенко. - Как бы чего не вышло...

Главком еще раз недоверчиво открыл люк и осмотрел танк изнутри, словно пытаясь найти спрятавшегося там механика-водителя. Сергеев опять взял пульт в руки и давай вертеть на нем какие-то рычажки и шарики. Искусно, я бы сказал, ювелирно танк подошел к аппарели, после чего плавно и точно взобрался вверх на платформу.

Танк поелозил там немного взад-вперед и, строго вписавшись в обозначенные контуры, заглушил двигатель. Раздались аплодисменты.

При разборе показа Ивановский высказал удовлетворение созданием в академии, как он сказал, «танка-полуробота».

...Открывались новые перспективы в применении танков на поле боя. Но грянула «перестройка». Началось «горе-реформирование» армии. Важнейшая фундаментальная тема, даже после успешной демонстрации танка-робота Главкому Сухопутных войск в учебном центре «Сенеж», была закрыта». (Орлов Н.Г. Сталинская бронетанковая: Из истории Военной академии бронетанковых войск. - М.: Воениздат, 2008).


5 В частности, во ВНИИ Трансмаш, были созданы специализированный транспортный робот СТР-1 и комплекс «Клин-1» на основе инженерной машины разграждения ИМР-2 и танка Т-72, использовавшиеся в ходе работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

6 Конечно, необходимо учитывать накопившееся технологическое отставание России от передовых зарубежных стран. Однако оно не столь фатально для работ по роботизации боевой техники. По оценкам специалистов в области макроэкономики, в мире начался переход к новому «технологическому укладу». Среди ключевых его направлений называют системы искусственного интеллекта, «наукоемкое программирование», наноэлектронику, фотонику. А эти направления, уже развиваемые в России, непосредственно связаны с разработкой роботизированных боевых комплексов.

Предыдущая Оглавление

Hosted by uCoz