Самолеты первого поколения нашей военно-транспортной авиации (Ли-2, Ил-12Д, Ил-14-30Д) выполняли десантирование только через боковые люки, при этом наряду с посадочным и парашютным десантированием личного состава сбрасывалось вооружение и снабженческие грузы не слишком больших размеров в парашютно-десантной таре типа парашютно-десантного мешка ПДММ-47, универсальных ремней ПДУР-47 и тары для жидкости ПДТЖ-120. Дальнейшего развития самолеты с боковым грузовым люком в военно-транспортной авиации не получили, так как не могли перевозить и десантировать военную технику или большие подразделения парашютистов.
При создании следующих поколений военно-транспортных самолетов армия и разработчики стали уделять больше внимания конструкции, расположению и количеству грузовых люков и дверей, которые в основном определяют удобство и скорость проведения погрузочно-разгрузочных работ, а также, вместе с размерами грузовых кабин — номенклатуру грузов и техники, которые можно перевозить данным самолетом.
Самолеты Ан-8, Ан-12, Ан-22, разработанные вслед за Ил-14-30Д, стали оснащаться грузовыми люками в хвостовой части фюзеляжа и выполнять парашютное десантирование воинских грузов и техники, размешенных на парашютных платформах, с помощью вытяжного парашюта через хвостовой грузовой люк. Этот способ десантирования, который называется «парашютным срывом», является в нашей стране основным способом десантирования воинских грузов и техники, размещенных на парашютных платформах.
![]() |
![]() |
Загрузка самолета Ли-2 через боковой люк. | Десантирование грузов из военно-транспортного самолета Ил-12 осуществлялось только через боковой грузовой люк в хвостовой части фюзеляжа. |