![]() |
![]() |
А.А. Гречко. | П.П. Исаков. |
![]() |
![]() |
И.В. Гавалов. | Н.А.Астров. |
Такая позиция министра была с воодушевлением воспринята теми сотрудниками аппарата Начальника танковых войск, кто был связан с историей создания и развития танков ПТ-76 и ПТ-76Б, хорошо знал их достоинства и возможности дальнейшего совершенствования. Позицию сторонников плавающих танков укрепили эффективные действия поставленных за рубеж танков ПТ-76 в локальных войнах, в частности, в ходе арабо-израильского конфликта.
Во исполнение столь однозначного указания А.А. Гречко в адрес Министерства оборонной промышленности (далее МОП) был направлен проект восьмилетнего плана, где в числе других тем по бронетанковому вооружению и военной технике предусматривалась разработка нового легкого танка, превосходящего по ТТХ ПТ-76Б и новые зарубежные легкие танки.
Для включения в план НИОКР на 1970—1973 гг. темы по разработке такого танка заместителю министра обороной промышленности Ж.Я. Котину 4 декабря 1969 г. была направлена тематическая карточка с конкретными требованиями по основным характеристикам нового танка, в том числе:
1) Боевая масса танка—не более 15 т;
2) Вооружение:
- нарезная 100-мм пушка Д-33 (находившаяся в разработке в ОКБ-9 Уралмашзавода и имевшая расчетную массу примерно на 600 кг меньше серийной 100-мм танковой пушки Д-10Т);
- противотанковый ракетный комплекс 9К111 «Фагот»;
- пулемет калибра 12,7 мм для стрельбы по наземным и зенитным целям;
3) Защита:
а) броневая:
- от 23-мм бронебойного снаряда при курсовых углах ± 35°;
- от 12,7-мм бронебойной пули при курсовых углах ± 70°;
- от 7,62-мм бронебойной пули при всех курсовых углах;
б) противоатомная:
- коллективная автоматическая, с герметизацией обитаемого пространства, с созданием противодавления и фильтрацией нагнетаемого воздуха;
- кратность ослабления радиации — не менее чем у БМП-1;
4) Подвижность:
- максимальные скорости движения: на суше — 70 км/ч; на плаву — 12 км/ч;
- запас хода по топливу на суше — 700 км.
Разработку было предложено провести на конкурсных началах силами ЧТЗ (П.П. Исаков), ВгТЗ (И.В. Гавалов), ММЗ (Н.А. Астров) с участием ВНИИТрансмаша (B.C. Проскуряков).
Копии карточки темы были направлены для проработки всем названным предприятиям. Предлагались следующие этапы и сроки исполнения:
- аванпроект — II квартал 1970 г.;
- представление предложений — III квартал 1970 г.
Быстрее всех откликнулся Игорь Валентинович Гавалов. Рассмотрев карточку темы, он уже 28 декабря 1969 г. представил заключение в адрес своего руководства — Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения (далее — МТиСХМ) — ив адрес управления Начальника танковых войск (далее — УНТВ). Дав принципиальное согласие на проведение работ по ТТТ заказчика, он в то же время счел необходимым внести в них некоторые уточнения. Так, по характеристикам подвижности он предложил вместо однозначных параметров задать некоторые диапазоны, в том числе по максимальным скоростям движения на суше и на плаву (соответственно, 60—70 и 10—12 км/ч) и по запасу хода (600—700 км).
Вместе с тем Гавалов выдвинул неординарное предложение выполнить предварительный проект в двух вариантах:
- с классическим размещением экипажа в бронекорпусе, обеспечив одинаковый уровень защиты экипажа и внутреннего оборудования танка («объект 934»); предполагаемая масса — 14,6 т;
- с размещением экипажа в бронекапсуле, расположенной внутри корпуса танка и обеспечивающей повышенную броневую и противоатомную защиту личного состава («объект 934Б»); предполагаемая масса —
10 т.
Управление спецпроизводства МТиСХМ, рассмотрев предложения И.В. Гавалова, представило 12 февраля 1970 г. свое решение, в котором, в основном, одобрило предложения ОКБ ВгТЗ, однако сочло необходимым изменить этапы и сроки работы. Предлагалось ограничиться этапом аванпроекта, установив срок его представления — IV кв. 1970. Последующее решение по срокам работ, компоновочным схемам, весовым и защитным характеристикам танка предлагалось принять по результатам рассмотрения аванпроекта.
Иную концепцию танка предложили специалисты МОП. В заключении 6-го Главного управления (далее 6 ГУ) и Управления опытных работ (далее УОР) МОП от 24 февраля 1970 г. предлагалось в качестве базы нового легкого танка принять БМП. Срок представления аванпроекта предлагалось перенести на I квартал 1971 г.