В апреле 1976 г. ушел из жизни наиболее влиятельный сторонник нового легкого плавающего танка министр обороны СССР Маршал Советского Союза А.А. Гречко.
Сменивший его Маршал Советского Союза Д.Ф. Устинов, не имевший полководческого опыта, не высказывал какого-либо собственного категорического мнения по поводу необходимости НЛПТ, его штатного и функционального предназначения и тактико-технических требований к нему. Однако, как опытнейший военно-промышленный руководитель, он был крайне заинтересован в унификации ВГМ ЛВК.
Будучи членом Политбюро ЦК КПСС и министром обороны СССР (пользующимся по своему статуту правами 1-го заместителя Председателя Совета Министров СССР), Дмитрий Федорович имел возможность давать руководящие указания министрам и военачальникам. Сохранилась его собственноручная резолюция на клапане к документу, относящемуся к плану ОКР и НИР на X пятилетку. Дословное содержание этой резолюции приводится ниже (примечания автора статьи даны в квадратных скобках).
|
Д.Ф. Устинов. |
![]() |
Важно т. Финогенову [министр оборонной промышленности] т. Синицину [министр тракторного и сельскохозяйственного машиностроения] Прошу обеспечить выполнение работ, заданных постановлением №135-55 от 17.2.1976 в части унификации гусеничных машин ЛВК. т. Павловскому [Главнокомандующий Сухопутными войсками] т. Алексееву [зам. министра обороны по вооружению — начальник вооружения МО.] Прошу эту важную работу держать под постоянным контролем. Вопрос рассмотреть на ВТС МО и доложить конкретные предложения тт Смирнов [зам. Председателя Совета Министров СССР, председатель ВПК] т. Огаркову [Начальник Генерального Штаба ВС СССР] Устинов 27.6 |
Фотокопия подлинной записки Д.Ф. Устинова, текст которой приведен выше. |
Несмотря на столь категоричное указание первого лица, стоявшего во главе Советской Армии и военно-промышленного комплекса государства, на подключение к решению поставленной задачи всех причастных к ней руководителей оборонной промышленности и Вооруженных Сил, проблема унификации ВГМ ЛВК оставалась нерешенной в течение всей X пятилетки. Здесь, как и в парадоксальной истории разработки основного танка, известной читателям по ранее опубликованным в журнале материалам (упомянутым в первой части настоящей статьи), создалась традиционная крыловская коллизия лебедя, рака и щуки. Никто из разработчиков не хотел «поступаться принципами». Разногласия между ними по линии компоновки танка и конструкции основных его составных частей носили весьма существенный характер.