Одноканальная аппаратура «Сирена», которую взялся спроектировать в микроэлектронном исполнении бывший сотрудник «сто восьмого» д.т.н. Б.Ф. Высоцкий, ставший главным инженером — заместителем директора по научной работе зеленоградского НИИ «Микроприбор».
Чекисты, уже ставшие со мной как бы единой командой, увязались было за мной, — рассказывал В.В. Мацкевич, - Еле я их остановил, сославшись на необходимость поговорить с Шепелевым один на один. Захожу в контейнер, Шепелев лежит ничком на койке». После продолжительной беседы с гостем Шепелев в заключение сказал: «По-моему, я понял, почему станция дает ложные сигналы. Ложные сигналы, сам знаешь, появляются, когда при пикировании с высоты наши самолеты выпускают воздушные тормоза на хвосте самолета. У американцев тормозные щитки ставятся на заводах, потому что у них щитки - это принадлежность самолета. А у нас их ставят уже в части. Какие у них после установки нашими механиками получаются вибрации при торможении — никому не известно. Так вот, именно вибрации щитков, а они сильные, и приводят к появлению ложных сигналов.
Одним словом, мой диагноз: выпуск воздушных тормозов — вибрация хвоста — появление ложных сигналов. Давай сразу и проверим!»
Мы у Богданова, командира эскадрильи, подчиненного Шепелева. Шепелев с ходу ставит ему задачу: подняться в воздух, а потом при пикировании выпустить воздушные тормоза и сообщить по рации, как реагирует на это станция Мацкевича. Докладывает: «Выпускаю! Сразу появились ложные сигналы!»
— Молодец! Давай, садись.
Заменяем детекторы на новые. В самолет садится другой летчик. Проверяем с ним. Результат тот же. Шепелев говорит: «Бог троицу любит. Ошибаться не хочу и не люблю. Дело серьезное. Такое, что нужно проверить как следует. Третий летчик вышел в полет, и сразу — в пике. По рации докладывает: — Выпускаю тормоза. Сразу после их выпуска слышу ложные сигналы».
- Садись... Все предельно ясно: детекторы, разрушаясь от вибраций, дают это самые помехи.
А в чем искать противоядие? Пока мы с Шепелевым экспериментировали с детекторами, с самолетами и их летчиками, проводили, так сказать, опыты, наблюдавшие за всем этим действом здешние радисты и специалисты по бортовому оборудованию смекнули, что делать, и натащили нам мотки губчатой резины из контейнеров. Она наклеивается в местах, где детали соприкасаются со стенками контейнеров.
А потом началась дружная упаковка станции и ее антенны в эту резину. После этого провели новый эксперимент, но уже с амортизированной антенной.
Взлет. Пикирование. Выпуск воздушных тормозов. Ложных сигналов нет и в помине. Как и без амортизации, проделываем три опыта, И ни разу никаких помеховых сигналов!
Причина помех, как теперь уже все знали, гнездилась в детекторах. Такие они изящные, такие тонкие, такие нежные — в кристаллик упирается пружиночка. И когда происходит вибрация, то контакт пружиночек с кристаллом то прерывается, то восстанавливается. Начинается искрение, что создает ложные сигналы в шлемофоне летчика.
От полноты чувств присутствовавший при сем НКВДешник-«следователь» пустился в какой-то невообразимый пляс. А у второго, инженера, ну прямо слезы из глаз: «Слушайте, как же здорово, как замечательно! Ну, Боже мой, как же это нам сподобилось-то, мать твою за ногу!»
«Забрали губчатой резины, сколько Шепелев дал. Он обнял меня и долго-долго тискап. Смотрю — у него слезы на глазах». Я и сам разревелся».
Потом В.В. Мацкевичу пришлось заниматься еще одним усовершенствованием своей станции — защитой ее от тропической влажности. Для этого станцию пришлось заливать рисовой смолой.
История создания В.В. Мацкевичем станции предупреждения в последние годы в нашей печати обсуждалась неоднократно [7,8]; публикация авторского свидетельства №15472 впервые появилась на страницах книги [9].
Командующий китайскими добровольцами генерал Пын Декуей (так в тексте, прим. ВВС), зная, что кроме палочек для кушания риса, никаких материальных вознаграждений за создание своей станции предупреждения В.В. Мацкевич не получал, зашел к Мао Дзедуну (так в тексте, прим. ВВС) и предложил ему обсудить вопрос о выделении Мацкевичу машины «Победа» и оплаты строительства гаража для нее. Его предложение попало на подготовленную почву, и, вернувшись на Родину, В.В. Мацкевич через китайское Министерство иностранных дел получил и автомашину, и место для строительства гаража. Надо сказать, что находчивость китайского генерала и способность угадывать намерения китайского вождя не раз выручали его, в том числе и во время китайской «культурной революции».
Гараж В.В. Мацкевича был построен на выделенные ему деньги недалеко от гаража Юрия Гагарина, нашего первого космонавта, и Гагарин потом постоянно заходил к Мацкевичу полакомиться его «фирменным» напитком — квасом на основе березового сока.
А вот выплата вознаграждения за авторское свидетельство №15472 так и не состоялась. Хоть Г. Береговой и рассуждал: «А сколько она (имелась ввиду аппаратура предупреждения — Прим. авт.) стоит? Мацкевич в ответ: — 150 рублей. — 150 рублей? А ведь МиГ стоит 800 тысяч, и еще наши асы то и дело в нем гибнут...»
Н.Г. Бодрихин свидетельствует: вместе с Ф. Чуевым они зашли к Е.Г. Пепеляеву. Ф. Чуев готовил тогда книгу о В.В. Мацкевиче, и спросил Пепеляева, что помнит тот об установке аппаратуры Мацкевича на МиГах и какие дополнительные подробности мог бы сообщить? Но Пепеляев ответил, что этот эпизод в его памяти не сохранился: вероятно, установка аппаратуры Мацкевича проходила уже после памятных ему событий октября 1951 г. В.В. Мацкевич передал незаконченную книгу американским издателям, она вышла в США под заглавием «Солдат империи». В Интернете можно ознакомиться и с работой Натальи Федосовой «Подвиг капитана». В ее предисловии говорится: «Вадим Викторович Мацкевич (1924 г.р.) ...является автором первой советской РЛС»... Автором первой советской РЛС? Не будем приписывать В.В. Мацкевичу того, чего он не делал — его заслуги и без этого впечатляющие. И о годе рождения. Мне Вадим Викторович писал: «Мне ведь 6 июня будет 88 лет и пойдет 89-й! Ужас!» Так что в подрисуночной подписи к фото В.В. Мацкевича дату рождения я ставлю как 1921 г. Все-таки «мои года — мое богатство»...
Литература
1. Трофимов В. Небо — моя обитель. Воспоминания через поколение//Родина. - 2008, №6.
2. Пепеляев Е.Г. «МИГи» прошв «Сейбров». Воспоминания летчика. — М.: НПП «Дельта», 2000.
3. Микоян С.А. Воспоминания военного летчика-испытателя. - М.: 000 «Восточный горизонт», 2002.
4. Мацкевич В.В. Патриотизм в авионике времен Корейской войны, или как «потомок Левши» подковал советский истребитель//Военно-исторический архив. - 2003, №5.
5. Ерофеев Ю.Н. Аксель Иванович Берг. Жизнь и деятельность. — М.: «Горячая линия — Телеком», 2007.
6. Мацкевич В.В. Письмо от 20 апреля 2009 г. В архиве автора.
7. Ерофеев Ю.Н. Портрет героя. Уточненный и дополненный//Изобретатель и рационализатор. 2009, №4.
8. Ефимочкин А.Л. Как лейтенант Мацкевич спас мир //Изобретатель и рационализатор. 2008, №10.
9. Хурматуллин В.В. Изобретательская деятельность сотрудников института. В сб. «ЦНИРТИ 65 лет». - М.: ФГУП «ЦНИРТИ им. академика А. И. Берга», 2008.