Предыдущая Оглавление Следующая

Уже в 2003 г. прошли приемные (на «Мотовилихе») и отладочные (в ЦНИИТОЧМАШ) испытания опытного миномета. Конструкция потребовала ряда доработок. В частности, при приемных испытаниях выявились намины в казенной части ствола. Это было вызвано тем, что при откате после остановки в грунте опорной плиты и шарнирно соединенного с ней казенника ствол продолжал движение назад и упирался в затвор с обтюратором. Проблему устранили введением упоров, ограничивающих перемещение ствола относительно казенника. Миномет выполнялся с модернизированным затвором — с измененной конструкцией обтюратора (по типу орудия «Вена»). Этот затвор был аналогичен тому, что уже ставился при модернизации на «Нону-С».

К тому же заказчик задал для миномета несколько типов тягачей, что было увязано с изменениями в номенклатуре военно-автомобильной техники Вооруженных сил. В частности, решался вопрос о снабжении войскового звена Сухопутных войск автомобилями семейства «Мотовоз» Уральского автомобильного завода, а воздушно-десантных войск — семейства «Мустанг» Камского автомобильного завода. Кроме того, в войсковые подразделения поступил УАЗ-2966 Ульяновского автозавода, Горьковский автозавод представил ГАЗ-3308. Пока решался вопрос о новых автомобилях, заказчик задал в качестве буксировщика для миномета несколько автомобилей колесной формулы 4x4 — «Урал»-43206, ГАЗ-3308, УАЗ-2966. Следовало учитывать и замену ГАЗ-66 в Воздушно-десантных войсках на «Мустанги». Подобная «универсальность» буксируемого миномета потребовала переменной ширины его колесного хода.

NonaM026.jpg

Испытания экспериментального 120-мм миномета «Нона-М» в Сельцах с участием курсантов Коломенского высшего артиллерийского командного училища. 1998 г.

NonaM027.jpg

Специалисты ФГУП «ЦНИИТОЧМАШ», участвовавшие в разработке миномета «Нона-М1» (слева направо): В.П. Счастливцев, В.А. Караков, Е.А. Новиков, Ю.В. Минаев, А.А. Артюшкин, В.И. Алтунин, Г.Г. Мете, С.А. Демушкин, Л.А. Щедрова, И.А. Горяйнов, М.С. Усанин.

С мая по сентябрь 2004 г. на Ржевском полигоне шли предварительные испытания миномета. Накануне этого на ротных учениях в Сельцах (под Рязанью) в присутствии начальника Генерального штаба генерала армии А.В. Квашнина были продемонстрированы варианты артиллерийского вооружения для усиления ВДВ. Туляки предложили 80-мм РСЗО с неуправляемыми ракетами С-8 на шасси БТР-Д, нижегородский «Буревестник» — возимый 82-мм миномет на том же БТР-Д, а ЦНИИТОЧМАШ — «Нону-М1». 120-мм буксируемый миномет привлек внимание не только своей эффективностью, но и размерами и сравнительной дешевизной. Да и большие запасы 120-мм мин на фоне резко ухудшившегося в 1990-е гг. положения с производством снарядов (в том числе — снарядов с готовыми нарезами к орудиям «Нона») стали не последней причиной активного интереса к минометам.

Государственные испытания миномет проходил в 2005 г. На эти испытания представили не батарею, как обычно, а один образец миномета — вновь сказался недостаток финансирования. Дальше начался процесс принятия на вооружение, занявший, по словам разработчиков, больше времени, чем испытания. И, наконец, в 2007 г. миномет, получивший официально индекс «2Б-23», был принят на вооружение.

Изготовили установочную партию минометов. Ствольную часть делали в Перми «Мотовилихинские заводы», колесный ход — в Петербурге «Кировский завод», опорную плиту — в Нижнем Новгороде «Буревестник». Конечно, на ходе работ отразилось и такое тяжелое последствие «реформ» 1990-х гг., как уход с заводов-производителей квалифицированных кадров.

Сборку, отладку и сдачу минометов производили специалисты ЦНИИТОЧМАШ.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz