Занятие с личным составом по подготовке техники к десантированию. Заезд бронетранспортера БТР-Д на платформу П-7.
Система «Кентавр» показала высокую степень надежности. Так, 11 июля 1974 г. на учениях 7-й воздушно-десантной дивизии (г.Каунас) «Кентавр-5» из-за сильного ветра у земли опрокинуло, БМД упала кверху гусеницами. Но экипаж — старшина А.В. Титов и старший сержант А.А. Мерзляков — с помощью автоматической системы отстрела расшвартовал машину изнутри, выбрался и продолжил участие в учениях.
26 августа 1975 г. в ходе полковых учений 137-го гв. парашютно-десантного полка с непосредственным участием офицеров НТК ВДВ успешно испытали комплекс совместного десантирования (КСД), разработанный московским НИИ автоматических устройств. Ранее комплекс уже испытывал парашютист-испытатель 1-го класса В. Галайда. Теперь на десантной платформе с многокупольной системой размещалась БМД-1 с экипажем из двух человек (майор Л.И. Щербаков в качестве механика-водителя и один десантник срочной службы в качестве оператора-наводчика), а десант (инженер-испытатель майор А. А. Петриченко, капитан А.В. Маргелов и два гвардейца-десантника) с личными парашютами — в открытой обтекаемой кабине в задней части платформы. В соответствии с планом учений майор Петриченко на траектории спуска выбросился из КСД на личном парашюте и приземлялся отдельно, остальные — на платформе. После испытаний от такого десантирования БМД фактически отказались, поскольку сама конструкция КСД мешала десантникам при необходимости нормально покинуть комплекс. Но КСД, поступившие в войска, еще использовали для десантирования гаубиц и пушек вместе с расчетом из 4—5 чел., пока артиллерию ВДВ на перевели на базу гусеничных машин.
Существенным шагом в развитии парашютно-десантных систем стало создание в 1980-е гг. в НИИ парашютостроения унифицированного блока с парашютом площадью 350 м2 для компоновки многокупольных систем практически по всей номенклатуре грузов и техники ВДВ — массой от 600 до 25000 кг — из самолетов различных типов (Ан-12, Ан-22, Ан-32, Ан-72, Ил-76).
Количество блоков в системе МКС-350-9 может быть уменьшено до шести, в системе МКС-350-12 — до 10 (масса десантируемой техники при этом уменьшается с 14,4 до 8,5 т). Всего же многокупольная система может иметь до 16 блоков (парашютов). Системой МКС-350-9 снабжается, например, модернизированная платформа П-7МР.
Тактико-технические характеристики многокупольных систем |
||
МКС-5-128Р |
МКС-5-128М |
|
Масса десантируемой техники, кг |
до 9500 |
до 8500 |
Высота сбрасывания над площадкой приземления, м |
500—1500 |
500—8000 |
Превышение площадки приземления над уровнем моря, м |
до 2500 |
до 2500 |
Скорость полета (по прибору) при сбрасывании с самолетов; |
||
- Ил-76 |
260—400 |
260—400 |
- Ан-22 |
320—380 |
320—380 |
Максимальная скорость снижения с грузом до 8500 кг, м/с |
8,8 |
до 7 |
Масса системы, кг: |
||
- в девятикупольном варианте |
— |
— |
- в пятикупольном варианте |
700 |
700 |
- в четырехкупольном варианте |
590 |
— |
Основная парашютная система: |
||
- количество куполов |
4 или 5 |
5 |
- площадь купола, м2 |
760 |
760 |
- масса основного парашюта, кг |
117 |
117 |
Вытяжная парашютная система: |
ВПС-8 |
ВПС-12130 |
- площадь купола, м2 |
8 |
8 |
- масса, кг |
47 |
55 |
Количество применений системы |
до 5 |
до 5 |
Тактико-технические характеристики многокупольных систем с унифицированным блоком |
||
МКС-350-9 |
МКС-350-12 |
|
Масса десантируемой техники, кг |
3750—9500 |
14400 |
Высота сбрасывания над площадкой приземления, м |
300—4000 |
300—4000 |
Скорость полета (по прибору) при сбрасывании с самолетов: |
||
- Ил-76 |
260—400 |
260—400 |
- Ан-22 |
320—380 |
320—380 |
Максимальная скорость снижения с грузом до 8500 кг, м/с |
7—8 |
до 10 |
Основная парашютная система: |
||
- количество куполов |
9 |
12 |
- площадь купола, м2 |
350 |
350 |
- масса основного парашюта, кг |
62 |
62 |
Вытяжная парашютная система: |
ВПС-8 |
ВПС-8 |
- площадь купола, м2 |
8 |
8 |
- масса, кг |
47 |
47 |
Количество применений системы |
До 5 |
До 5 |