Предыдущая Оглавление Следующая

PzVDV326.jpg PzVDV327.jpg
Исключительная ремонтнопригодность — отличительная черта всех машин семейства БМД - БТР-Д. Подготовка бронетранспортера БТР-Д к десантированию.

Однако на рубеже XX и XXI веков на первый план вышли локальные конфликты, возникающие на этнической и религиозной почве, антитеррористические операции, борьба с наркомафией и пиратством, охрана границ и стратегических объектов, требующие немедленной переброски частей и соединений в район конфликта. Связанные с этим события разворачиваются в труднодоступных районах горной местности, в пустынях, на побережье. Как правило, в них задействовано местное население, которое запугано либо враждебно настроено к войскам и обеспечивает поддержку бандформированиям. Противник действует небольшими группами, которые хорошо вооружены (в том числе легкими противотанковыми средствами), отлично знают местность, располагают разветвленной сетью баз и укрытий. Очевидно, что эффективно противостоять такому противнику и в таких условиях могут только универсальные подразделения, приспособленные для самостоятельных действий, усиленные комплексом легкой авиатранспортабельной техники повышенной проходимости, обладающей достаточной огневой мощью. И такую технику наши десантники применяют уже более тридцати лет.

И в Дагестане, и в Чечне БМД - БТР-Д оставались настоящими «рабочими лошадками» ВДВ. По критерию «экономичность—эффективность» существующая сейчас техника ВДВ превосходит все мировые аналоги. Единая база позволяет резко сократить возимые запасы оборудования, запасных частей, горючего и смазочных материалов, упрощает обслуживание и обучение личного состава (что крайне важно при использовании техники в локальных операциях, в отрыве от тыловых частей). К этому следует добавить возможность доставки всей номенклатуры техники при помощи транспортных самолетов и вертолетов в любую точку с последующим десантированием, в том числе — с экипажем внутри машины. Имеющаяся боевая техника позволяет вести боевые действия в горах до 3500 м, преодолевать водные преграды при волнении до 3 баллов и дает возможность захода на десантный корабль из воды. БМД - БТР-Д отлично «тянут» даже в тяжелых дорожных условиях и в горах, достаточно надежны. «Нона-С» и БТР-Д с ЗУ-23-2 успешно решали задачи непосредственной огневой поддержки подразделений.

Но, несмотря на все эти положительные качества, существующая боевая техника ВДВ давно нуждается в модернизации вооружения и ходовой части. Кроме того, подразделениям часто приходится действовать в стесненных условиях, когда сказывается слабая защищенность машин семейства БМД - БТР-Д от поражения легкими противотанковыми средствами, крупнокалиберным стрелковым оружием или подрыва, связанная с жесткими ограничениями по массе и размерам. Проблема повышения защищенности бортов при необходимости решается путем навешивания на них, например, ящиков из-под патронов, заполненных песком или щебнем, но устойчивость легкой машины от подрыва на мине или фугасе остается прежней. В Афганистане и в ходе чеченских кампаний подразделения ВДВ пересаживали на БМП и БТР-70 (80). Разработки новых комплектов ДЗ с ослабленным зарядом или с невзрывным наполнителем (например разработки НИИ стали) дают надежду на повышение защищенности БМД - БТР-Д без превышения массо-габаритных ограничений. О попытках повышения огневой мощи БТР-Д сказано выше.

Остается надеяться также, что на вооружение нашей «крылатой пехоты» все же скоро поступит новая более совершенная боевая техника, созданная с учетом недостатков и достоинств, свойственных первому поколению боевых машин десанта, бронетранспортеров десантных и специальных машин, созданных на их базе. А пока «алюминиевые старушки», пройдя плановый капремонт или очередную модернизацию, продолжают верой и правдой служить Отечеству.

Литература

1.         Авдеев Ю. Всем машинам «машина» // «Красная звезда». 11.06.2005.

2.        Бронетанковая техника. М.: «Гончаръ», 1994.

3.         Бронетранспортер БТР-Д. Техническое описание. М.: ГАБТУ, Военное издательство, 1988.

4.        Бронетранспортер БТР-Д. Техническое описание. — Кубинка: ГАБТУ МО РФ, 2001.

5.        Бронетранспортер БТР-Д. Инструкция по эксплуатации. М.: Военное издательство, 1988.

6.        Вараксин Ю.Н., БахИ.В., Вигодский СЮ. Бронетанковая техника СССР (1920—1974). — М.: ЦНИИ информации, 1981.

7.        Карпенко А.В. Обозрение отечественной бронетанковой техники (19051995 гг.). СПб.: Невский бастион, 1996.

8.        Костин Б.А. Маргелов. Серия ЖЗЛ. М.: Изд-во «Молодая гвардия», 2005.

9.        Петухов С.И., Шестов И.В. История создания и развития вооружения и военной техники ПВО Сухопутных войск России, ч.1 и2. М.: Издательство ВПК, 1998.

10.      Потапов Ю.М. О жизни и службе в XX веке. М., Редакционно-издательский центр МО РФ, 2005.

11.       Саенко М. БТР-Д // М-Хобби. 2004, №9.

12.      Степанов А.П. Плавающая бронетехника России. Иллюстрированный справочник. М.:АСТ Астрель, 2002.

13.      Связь в Вооруженных Силах Российской Федерации 2006. Тематический сборник. М., «Информационный мост», 2006.

14.      Творцы бронетанковой техники //Тракторы и сельскохозяйственные машины. 2005, №8.

15.      Федосеев С.Л. Десантное семейство// «Братишка», электронная версия.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz