Материал подготовлен при содействии отделения РВиА ВДВ, 25 Отдела им. А.Г. Новожилова ФГУП «ЦНИИТОЧМАШ», службы информации и общественных связей ВДВ и ВНК ВДВ.
Использованы фото службы информации и общественных связей ВДВ РФ, 25 Отдела им. А.Г. Новожилова ФГУП «ЦНИИТОЧМАШ», А. Кощавцева и из архива редакции.
САО в целом сохранило схему компоновки базового бронетранспортера БТР-Д. Переднюю часть корпуса занимает отделение управления, в котором по оси машины сидит механик-водитель, а слева от него — командир машины. Курсовых пулеметов нет. В средней части расположено боевое отделение с установкой вооружения во вращающейся башне, в кормовой — моторно-трансмиссионное отделение. В сварной башне слева от орудия размещается наводчик, справа — заряжающий. Рабочее место наводчика оборудовано сиденьем с откидной спинкой, регулируемым по высоте и расстоянию относительно прицела, рабочее место заряжающего — съемным сиденьем и откидывающейся подножкой. Каждый член экипажа имеет свой люк соответственно в крыше корпуса или башни.
Ствол орудия 2 А51 состоит из трубы и казенника. Труба имеет длину 24,2 калибра, в ней выполнены 40 нарезов постоянной крутизны. Специальный профиль казенной части ствола обеспечивает заряжание как боеприпасов, разработанных для «Ноны», так и оперенных мин. Ствол имеет кожух. Оригинально решен узел досылания и запирания. Помещенный в казеннике затвор с полуавтоматикой копирного типа и пластическим обтюратором пороховых газов (типа Банжа) служит также досылателем выстрела, на время выстрела запирается клином. Для работы досылателя используется сжатый воздух, поступающий из двух установленных в башне баллонов. При нажатии на кнопку досылания срабатывает электровоздушный клапан, сжатый воздух под давлением поступает в пневмоцилиндр досылателя, резко подавая его вперед; выстрел досылается в канал ствола, затвор закрывается.
Сжатым воздухом после каждого выстрела продувается канал ствола: в момент открывания затвора пневмоцилиндр с рамой отходят назад и поворачиваются, освобождая линию заряжания, часть сжатого воздуха принудительно подается в канал ствола и в течение 1,2 с продувает его, выбрасывая в атмосферу пороховые газы. Продув ствола значительно уменьшает загазованность боевого отделения. К тому же, воздух выдувает несгоревшие остатки матерчатого картуза, которые могли остаться в казеннике. Автоматическая зарядка баллонов производится от штатного воздушного компрессора системы запуска двигателя шасси. Рукоятка открывания затвора и кнопка досылания выстрела находятся под руками заряжающего. При заряжании выстрел в канале ствола удерживает специальный удержник, смонтированный на задней грани казенника. Заряжающий вставляет выстрел передней его частью в камору ствола, а хвостовую укладывает на лоток за удержник.
Такая схема в сочетании с досылателем позволяет производить заряжание на любых углах возвышения. Пластический обтюратор при выстреле препятствует прорыву пороховых газов в сторону казенника. Противооткатные приспособления орудия включают гидравлический тормоз отката веретенного типа с пружинным компенсатором и пневматический накатник с гидрозапором и обеспечивают длину отката не более 400 мм.
САО 2С9 «Нона-С». Вид сверху.