Предыдущая Оглавление

RTSTZ002.jpg

Поперечный разрез танка с реактивным вооружением. 1958 г. (схема П.И. Кириченко).

Вскоре состоялся пробный пуск неуправляемых ракет с действующего макета на Гороховецком полигоне Горьковской области. Испытания показали высокую точность попадания ракет и почти «удвоенную» эффективность поражения броневых преград: 100-мм реактивный снаряд с кумулятивной боеголовкой поразил броню толщиной 400 мм!

Эскизно-технический проект был представлен НТК ГБТУ и 12-му Главному управлению Государственного комитета по оборонной технике (председатель НТК генерал-лейтенант В.В. Орловский, начальник 12-го Главного управления ГКОТ Н.А. Кучеренко).

Проект представляли главный конструктор ОКБ СТЗ С.А. Федоров, заместитель главного конструктора А.Т. Корнилин (автор статьи) и руководитель конструкторской группы В.И. Девченко.

С эскизными проработками машины также был ознакомлен начальник Генерального штаба — первый заместитель Министра обороны СССР Маршал Советского Союза В.Д. Соколовский, которому представили и макет пусковой установки на танке ПТ-76. А еще ранее в Государственном комитете по оборонной технике Заместителем Председателя Совета Министров СССР Дмитрием Федоровичем Устиновым было организовано совещание конструкторов вооружения и военной техники. Присутствовали разработчики танковой, реактивной техники, средств радиоэлектронного обеспечения, управления и наведения ракет, оптической техники и т.д. Д.Ф. Устинов лично ознакомился с проработками, в том числе и ОКБ СТЗ, которые представляли С.А. Федоров и А.Т. Корнилин.

Проработки и проект танка по теме №5 вызвали большой интерес. Генерал-лейтенант В.В. Орловский прямо отметил, что представленные материалы (чертежи, описания, расчеты) говорят о конструкции совершенно оригинальной машины.

Общая схема машины представляла классическую компоновку танка и предусматривала использование самых последних к тому времени технических достижений в области бронетанковой техники, в том числе:
-    высокооборотный V-образный танковый дизель конструкции Е.И. Артемьева и Б.Г. Егорова (Барнаульский завод «Трансмаш») с большим углом развала цилиндров и большой степенью сжатия воздуха;
-    эжекционную систему охлаждения силовой установки;
-    автоматическое удаление пыли из первой ступени воздухоочистителя с помощью эжектора;
-    водометные движители для движения по водным преградам;
-    ночные прицелы и смотровые приборы;
-    стабилизатор вооружения со стабилизированным полем зрения прицела;
-    гидропневматическую подвеску ходовой части;
-    водоотводные каналы в носовой части корпуса вместо волноотражательного щитка, обеспечившие улучшение обзорности и снижение лобового сопротивления движению машины на плаву и т. д.

Проектные материалы были одобрены НТК ГБТУ и 12-м Главным управлением ГКОТ и рекомендованы для дальнейшей разработки конструкции.

Однако вскоре дальнейшие работы были прекращены, и тему закрыли. Причиной такого финала явились трудности в создании эффективной системы управления реактивным снарядом. В то время (1959— 1960 гг.) разработчик этой системы — КБ-1 (ведущий А.И. Богданов) после больших экспериментально-исследовательских работ пришел к выводу, что в реальных условиях эксплуатации танка (движение и маневрирование по поверхности земли) требуется радиоэлектронная аппаратура и элементы, надежно функционирующие только на сантиметровых волнах. Имеющиеся тогда средства управления работали на дециметровых волнах. Тепловые головки самонаведения для танкового вооружения были признаны неприемлемыми, так как с помощью этих головок абсолютно не гарантировано попадание в цель в условиях множества объектов теплоизлучения на поверхности земли во время боевых действий. Таким образом, на долгие годы было отодвинуто создание вооружения для танков с применением управляемых ракет с самонаведением на конечном участке траектории.

Появилось такое вооружение только в конце XX столетия.

Предыдущая Оглавление