Оглавление Следующая

ИСТОРИЯ ЭМБЛЕМ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ БРОНЕТАНКОВЫХ ВОЙСК

Виталий Андреевич Мельник, полковнике отставке

Фото из коллекции автора

Данная статья посвящена эмблемам отечественных бронетанковых войск (БТВ) разных лет. Эмблемы — рельефные металлические миниатюры, размещаемые на погонах, петлицах или на краях воротника. Они являются деталями украшения военной формы. Кроме этого, они служат символом (символ — условный знак, обозначающий определенное понятие) понятия «Бронетанковые войска», а также являются знаками принадлежности, позволяя отличать по внешнему виду воинов БТВ от воинов других родов войск.

Эмблема как символ — не просто условный знак (картинка или, на языке геральдики, — фигура). Она имеет определенное смысловое содержание или ядро, идею. А именно отраженную в символе, хотя бы в очень сжатом виде, определенную черту (черты), характерную для того или иного рода войск. То, что дает военнослужащему возможность испытывать чувство гордости своим родом войск и его традициями, своей профессией. А воинам бронетанковых войск есть чем гордиться. Достаточно вспомнить богатейшую историю этого рода войск, боевые подвиги героев-танкистов, их важную роль в победах, одержанных нашими Вооруженными Силами, и в современном оборонительном потенциале России.

Собранная автором коллекция эмблем БТВ это в немалой степени отражение истории самих отечественных БТВ. А уважительное отношение к истории и славным традициям своей армии является важным фактором формирования моральных, психологических и патриотических качеств военнослужащих.

Страница с иилюстрациями.

Бронесилы России были созданы в 1915 г. Им предшествовало появление в Русской Армии первых автомобильных частей, для которых в 1914 г. приняли специальную эмблему — автомобильные колеса с рулем и крыльями (1).

Приказом по Военному ведомству России №328 от 3 июня 1915 г. вводится эмблема автоброневых частей (на бронеавтомобилях). Она представляла собой комбинацию эмблемы авточастей с пулеметом Гочкиса на треноге. Большие эмблемы (2, 3) предназначались для погон. Различались белые (посеребренные) и желтые (золоченые) эмблемы — «по цвету металлического прибора, установленного для частей» (галуна погон, пуговиц). Малые эмблемы (4) носились при Временном правительстве на петлицах.

Для «бронированных батарей для стрельбы по воздушному флоту» приказом по Военному ведомству №105 от 1916 г. принимается эмблема с колесом и направленным вверх пулеметом (5).

После Октябрьской революции в Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА) были части на бронетанковой технике, оставшейся от царской армии, а также на трофейной иностранной, захваченной у «белых» и иностранных интервентов. Однако специальных эмблем бронесил в Красной Армии вначале не было. Долгое время не удавалось найти сведения, подтверждающие существование бронесил в России. Но об этом факте можно было узнать, в частности, по сувенирным значкам: значку, выпущенному в память о выступлении В.И. Ленина с броневика 3 апреля 1917 г. у Финляндского вокзала (6), и значку с тем же самым броневиком, установленным перед музеем в Ленинграде (7).

RuPzE001.jpg

Полковник в отставке В.А. Мельник обсуждает ситуацию с эмблемой БТВ в зале музея Общевойсковой академии ВС РФ с начальником ГАБТУ генерал-полковником С.А. Маевым (на снимке справа) и с первым заместителем министра обороны РФ государственным секретарем А.В. Васильевым. 10 октября 1999 г.

В 1917—1921 гг. красноармейцы и командиры бронечастей носили одинаковые для всех родов войск знаки различия: нагрудные знаки (8,9) и значок-кокарду на головном уборе — «красную звездочку с молотом и плугом» (10).

В 1922 г. (приказ от 31 января 1922 г.) появляется сразу несколько специальных эмблем для бронечастей:
-  для управления бронесил — «рука с мечом и шлем» (11);
-  для личного состава бронепоездов — «бронепоезд в круге» (12);
-  для автоброневых отрядов — «броневик в круге» (13);
-  для личного состава танковых отрядов — «трофейный английский танк Мк V» (14);
-  для личного состава бронедрезин (на эмблеме — бронеавтомобиль с железнодорожными колесами) — «бронедрезина в круге» (15);
-  для учебной автомотобригады (формально она входила в инженерные войска) — «колесо, крылья и цилиндры мотоциклетного мотора» (16).

Кроме перечисленных образцов, тогда же были введены еще две эмблемы для бронесил:
- для десантных отрядов на бронепоездах — «автомат с винтовкой на подкове»;
- для летучих ремонтных бригад — «скрещенные молоток и французский ключ в круге».

Такой набор эмблем наглядно отображал разнообразный состав бронетанковой техники в бронесилах. Даже сейчас он хорошо поясняет, почему вместо термина «танковые войска» очень часто используется термин «бронетанковые войска».

Необходимо особо подчеркнуть, что в Гражданскую войну большинство личного состава в бронесилах было «бронепоездниками». В ходе этой войны бронепоезда применялись очень широко и весьма успешно. На них воевали будущий командующий бронетанковыми и механизированными войсками во время Великой Отечественной войны маршал бронетанковых войск Я.Н. Федоренко и отец составителя представляемой коллекции.

Ношение неустановленных знаков различия запрещалось, но все же существовала практика использования отдельными военнослужащими (в основном принадлежащими к старшему комсоставу) «люксовских» разновидностей основных знаков, заказывавшихся ювелирам. Таков вариант нагрудного знака с посеребренным венком из лавровой и дубовой ветвей с наложенной эмблемой управления бронесил из серебра (17).

Оглавление Следующая