Предыдущая Оглавление Следующая

SSNG4040.jpg

«Малахит»

В процессе детального конструирования и отработки ракеты «Аметист» наметились перспективы создания близкой по размерности твердотопливной ракеты с увеличенной в 1,5—2 раза дальностью. Одновременно возникла идея создания подводной лодки, вооруженной двумя типами ракетных комплексов (с максимальными дальностями около 500 км и несколько более 100 км) с боекомплектом, включавшим по дюжине и более ракет каждого типа. Соответствующие предложения были положены в основу постановления от 28 февраля 1963 г., задавшего разработку ракеты П-120 «Малахит» для лодок пр. 670 и пр. 705А, дальней ракеты П-500 в габаритах контейнера П-6, а также проектирование большой атомной подводной лодки со смешанным вооружением. К середине года надлежало выпустить эскизный проект «Малахита», в III кв. 1964 г. — начать летно-конструкторские испытания, а в IV кв. 1965 г. — передать комплекс на совместные испытания.

Детальный военно-технический анализ  показал как тактическую несовместимость применения двух типов ракет на одном подводном атомоходе пр. 688, так и преимущества комплекса «Малахит» над «Базальтом» по показателям боевой эффективности. Работы по лодке сначала переориентировали со смешанного вооружения на однородное оснащение только комплексом «Малахит», а затем и полностью прекратили. Однако создание комплексов продолжалось. В конечном счете, комплекс П-500 «Базальт» с ракетой 4К-80 заменил П-6 на модернизируемых в ходе ремонта атомоходах пр. 675, а П-120 «Малахит» с ракетой 4К-85 был размещен на вновь строящихся лодках пр. 670М («Чайка»), представлявших собой дальнейшие развитие пр. 670. Кроме того, оба комплекса использовались на надводных кораблях новых проектов.

SSNG4041.jpg

Атомная подводная лодка пр. 688 (проект). Схема А.Н. Соколова.

Первоначально заданные требования по размещению комплекса на атомоходах пр. 670 предусматривали четко выраженную преемственность с «Аметистом». Наряду с увеличением дальности предусматривалось повышение помехоустойчивости и избирательности системы самонаведения. Вместо ленинградского НИИ-49 головным разработчиком бортовой аппаратуры стал московский НИИ-10. Можно предположить, что смена разработчиков определялась не столько имевшими место задержками при отработке ленинградцами системы самонаведения ракеты «Аметист», сколько тем, что на «Малахите» предусматривалось применение комбинированной системы самонаведения, включавшей инфракрасный (тепловой) канал.

К этому времени НИИ-10 уже накопил большой опыт создания тепловых головок самонаведения, причем не только для катерных ракет П-15 и П-15М (ГСН «Кондор» и «Снегирь»), но и по такой непрофильной для Минсудпрома тематике, как ракеты класса «воздух—воздух». В частности, ГСН разработки НИИ-10 оснащались ракеты К-55. Кроме того, в выборе разработчика системы управления для «Малахита» сказалось стремление руководства сосредоточить усилия специалистов НИИ-49 на создании аппаратуры для комплекса «Базальт». В то же время большую новую тему получили и сотрудники НИИ-10, освободившиеся после завершения отработки комплекса П-35, дальнейшего прямого развитие которого в то время не намечалось.

В те годы идея сочетания радиолокационной и инфракрасной аппаратуры в качестве радикальной меры повышения помехоустойчивости получила достаточную поддержку, и комбинированные теплорадиолокационные головки самонаведения разрабатывались даже для ракет класса «воздух—воздух», в том числе и для комплектации столь миниатюрного изделия, как К-13. Однако большинство комбинированных головок оказалось слишком сложными и не  были внедрены в серийное производство. Создатели системы наведения для комплекса «Малахит» пошли на не самое оптимальное (но оказавшееся оправданным) решение, конструктивно разнеся аппаратуру радиолокационной и инфракрасной ГСН, объединив их общей логикой самонаведения координаторов. При этом ракета самостоятельно выбирала для атаки наибольшую или назначенную по другим признакам цель.

SSNG4042.jpg

Крылатая ракета «Малахит». Слева — стартовый агрегат.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz