Предыдущая Оглавление Следующая

Отметим, что идея ракетоносца на подводных крыльях не отошла в небытие с уходом Н.С. Хрущева с руководящих постов, а была воплощена в жизнь постройкой корабля пр. 1240, первоначально именовавшегося пр. 1234ПК (пр. 1234 на подводных крыльях).

Проектирование корабля пр. 1234 («Овод») поручили ЦКБ-5, с 1940-х гг. работавшему при катерном заводе №5, расположенном по правому берегу Малой Невы у впадения в Финский залив. Главным конструктором корабля стал И.П. Пегов. Технический проект был выпущен в 1964 г.

Внешне МРК еще несколько напоминал катер пр. 205 — размещенные в оконечностях спаренные 30-мм автоматы, приземистая надстройка. Но антенные посты станции «Дубрава» уже располагались под полусферическим обтекателем, а пусковые установки размещались не одна за другой, а попарно, в один эшелон, в один ярус.

В дальнейшем по настоянию «вечного главкома» С.Г. Горшкова число ракет довели до шести, разместив их в строенных пусковых установках КТ-84 с постоянным углом заряжения и старта 6°. С учетом наконец-то осознанной угрозы со стороны неприятельских катеров вместо 30-мм автоматов установили спаренную 57-мм артиллерийскую установку. В результате усиления вооружения полное водоизмещение пр. 1234 увеличилось с заданных постановлением 450—550 до 670 т, более чем втрое превосходя показатели катерных предшественников. Длина МРК составила 59,3 м при ширине 11,8 м и осадке 2,9 м. Для обеспечения скорости 35— 36 узлов вместо первоначально предусмотренной газотурбинной установки пришлось установить шесть спаренных дизелей мощностью по 10000 л.с. При скорости 18 узлов дальность достигала 1600 миль.

SSNG4050.jpg SSNG4051.jpg

Малый ракетный корабль пр. 1234

SSNG4049.jpg SSNG4052.jpg

Малый ракетный корабль пр. 1234.

Водоизмещение более 500 т никак не соответствовало понятию «катер», в связи с чем главком С.Г. Горшков и утвердил новый класс — малые ракетные корабли (МРК).

Ракета «Малахит» обладала загоризонтной дальностью пуска, что требовало реализации нетривиальных решений по обнаружению цели и наведению на нее ракеты. В соответствии с этим пр. 1234 наряду с обычной активной РЛС оснастили развитым комплексом аппаратуры пассивного обнаружения и пеленгации радиоизлучающих целей. При этом при работе в пассивном режиме дальность до цели могла определяться как решением триангуляционной задачи пеленгации цели с двух и более кораблей соединения ракетоносцев, а с несколько меньшей достоверностью — также и при последовательном замере только пеленга с самого стреляющего корабля по мере его движения.

Для обнаружения целей в активном и пассивном режимах, приема данных от авиационной системы разведки и целеуказания, а также для осуществления взаимного обмена информацией кораблей тактической группы в Киевском НИИ радиоэлектроники под руководством главного конструктора В.Е. Туки был разработан комплекс радиолокационной разведки «Дубрава-1234», после принятия на вооружение получивший наименование «Титанит». Подготовка старта осуществлялась системой управления оружием «Дунай-1234», обеспечивающей интервал пусков 5 с.

Головной корабль пр. 1234 «Буря» был заложен (как строительный номер 51) на заводе №5 (к тому времени переименованном в Приморский завод «Алмаз») 13 января 1967 г. Его спустили на воду 18 октября 1968 г., а к осени 1969 г. по внутренним водным путям перевели на Черное море. Еще на Балтике с корабля провели бросковые пуски макетов ракет с натурными стартовыми двигателями.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz