Предыдущая Оглавление Следующая

SSNG4082.jpg SSNG4079.jpg

SSNG4083.jpg

Продольный разрез атомной подводной лодки пр. 949А.

В ходе строительства атомоходов пр. 949 выявилась некоторая стесненность их помещений из-за роста габаритов нового оборудования в процессе его отработки. Поэтому заложенная 22 июля К-148 (заводской номер 617), получившая в 1990-е гг. наименование «Краснодар», строилась уже по модернизированному пр. 949А «Антей» — с введением дополнительного отсека, что увеличило длину до 155 м, а водоизмещение — до 14600 т (что примерно соответствовало водоизмещению вертолетоносца «Москва»). К-148 вступила в строй 30 сентября 1986 г. За ней последовали К-173 («Красноярск»), К-132 («Иркутск»), К-119 («Воронеж»), К-410 («Смоленск»), К-442 («Челябинск»), К-456 («Касатка», с 1996 г. — «Вилючинск»), К-266 («Северодвинск», с 1993 г. — «Орел»), К-186(«Омск»), К-141 («Курск»), К-526 («Томск»), К-139 «Белгород», строившиеся под заводскими номерами 618, 619, с 636 по 638, с 649 по 651, с 662 по 664 соответственно. Два корабля, К-135 («Волгоград») и К-100 («Барнаул») с заводскими номерами 675 и 676, остались недостроенными.

В процессе постройки серии происходило совершенствование устанавливаемого на корабли оборудования, улучшались характеристики скрытности. По результатам расчетов эффективности залп одного атомохода с высокой вероятностью обеспечивал вывод из строя главной цели. Однако для успешного применения с большой дальности требовалось соответствующее целеуказание. После распада СССР как авиационная, так и космическая морские системы разведки целей начали приходить в упадок. Без информационного обеспечения реальная ценность подводных ракетоносцев также резко снизилась. Обе лодки исходного пр. 949 вывели из состава флота. К концу 2008 г. в строю оставались девять атомоходов пр. 949А (в том числе пять в ремонте или на консервации).

Проект 1144

История формирования технического облика надводного носителя «Гранита» — тяжелого атомного ракетного крейсера пр. 1144 «Орлан» (главный конструктор — Б.И. Купенский) — носит сложный и противоречивый характер. После нереализованных проектов конца 1950-х гг. работы по атомным надводным ракетоносцам продолжались и в следующие десятилетия (пр. 61Б и др.). Проектировавшийся с 1965 г. атомный ракетный крейсер пр. 1165 «Фугас», первоначально рассчитанный на вооружение комплексом «Базальт», а на более поздней стадии работ — 32—48 ракетами «Гранит», к 1971 г. «слился» с атомным «сторожевым кораблем» пр. 1144, ранее прорабатывавшимся исходя из оснащения ракетами «Малахит».

SSNG4084.jpg

Атомный ракетный крейсер пр. 1165 «Фугас» (проект). Схема А.Н. Соколова.

SSNG4085.jpg SSNG4086.jpg SSNG4087.jpg

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz