Предыдущая Оглавление Следующая

В настоящее время способ десантирования грузов и военной техники с предельно малых высот находится на вооружении и военно-транспортной авиации, и воздушно-десантных войск нашей страны. В связи с улучшением экономического положения в Вооруженных Силах, будем надеяться, что этот способ десантирования будет чаще применяться при решении различных задач. И не только военного характера, а, например, для доставки грузов при оказании помощи населению, пострадавшему от стихийных бедствий. Десантирование грузов может проводить как ВВС, так и авиация МЧС.

Если говорить о периоде середины 1970-х — 1980-х гг. с точки зрения работ по самолету Ил-76, то его можно охарактеризовать как период максимальной отдачи коллективов предприятий и армии, участвовавших в работах по расширению боевых возможностей самолета при максимальном благожелательном отношении руководства страны и промышленности. За это время возросли возможности самолета по максимальной взлетной массе — появились модификации Ил-76Т, Ил-76М, Ил-76ТД и Ил-76МД. Разработан целый ряд модификаций самолета: самолеты-заправщики Ил-78 и Ил-78М, самолеты-лаборатории для подготовки космонавтов Ил-76К и Ил-76МДК, самолет Ил-76ТДП для тушения площадных пожаров, поисково-спасательный самолет Ил-76МДПС, самолет-лаборатория Ил-76МД «Скальпель-МТ» и ряд других самолетов специального назначения. Реализована очень интересная и крайне необходимая работа по защите самолетов от ракет ПЗРК.

Наряду с десантированием с предельно малых высот разработаны:
- десантирование грузов и военной техники способом ЦУГ, который позволил сократить длину площадки десантирования в 1,5 раза;
- десантирование в режиме набора высоты;
- десантирование грузов с применением парашютно-грузовых систем типа ПГС-500 (работа, которая не нашла применения в армии, но результаты которой с успехом и огромным экономическим эффектом применяют авиакомпании в различных регионах мира, в том числе и в Антарктиде при доставке грузов на внутриконтинентальную станцию «Восток»);
- десантирование грузов беспарашютным способом с различных высот, вплоть до 7000 м (применяется сегодня в основном в Африке при доставке продуктов питания);
- десантирование грузов в интересах космических программ («Венера-Галлея», «Буран», «Союз-ТМ»). Уникальные работы по теме «Буран» позволили 22 июля 1990 г. установить неофициальный (к сожалению) отечественный авиационный рекорд: при выполнении этой работы был десантирован груз массой 44600 кг!

Кроме того, сделаны теоретические обоснования по выполнению очень серьезной работы — десантирование по теме «Воздушный старт». Проведены и внедрены в войска работы по десантированию новой техники, которая пришла на вооружение в ВДВ.

Ведущим летчиком на всех этих работах был достойный ученик A.M. Тюрюмина — И.Р. Закиров9.

Sbros050.jpg

И.Р. Закиров.

Да, есть что вспомнить о том благодатном, с точки зрения и творчества, и возможности работать, периоде, когда все мы трудились во имя одной цели — усиления могущества нашей Родины. И, поверьте, это не громкие слова. Как писал Главнокомандующий ВВС в 1991 —1998 гг. генерал армии П.С. Дейнекин: «Восьмидесятые годы останутся самым могущественным периодом в истории Военно-воздушных сил. Нас тогда во всем мире уважали, а в НАТО боялись как огня». И очень удачно дополняют эту мысль слова командующего 16-й воздушной армии в 1988—1993 гг. генерал-полковника А.Ф. Тарасенко: « Мы никому не угрожали, но и никого не боялись!».

Примечания

1 Отец К.В. Грибовского В.К. Грибовский (18991977) был в свое время военным летчиком, a затем известным советским авиаконструктором. Участник Гражданской войны. В 1921 г. закончил Егорьевскую теоретическую школу военных летчиков. В начале 1930-х гг. был начальником Московской школы летчиков Осоавиахима, а затем начальником и главным конструктором ОКБ планерного завода. Под его руководством созданы учебно-тренировочные планеры Г-2бис, Г-6, Г-7, Г-9, Г-13, первый в СССР гидропланер Г-12, спортивно-тренировочные самолеты Г-10, Г-14, Г-22, Г-23, Г-25. На самолетах и планерах В.К. Грибовского установлен ряд мировых рекордов.

2 Кузнецов Эдуард Иванович, генерал-майор авиации (1978 г.), Заслуженный летчик-испытатель СССР (1972г.), Герой Советского Союза (1966 г.), лауреат Ленинской премии (1978 г.). С 1957 на испытательской работе в ОКБ СВ. Ильюшина. Проводил летные испытания самолетов Ил-18, Ил-62. Впервые поднял в небо и провел летные испытания самолетов Ил-76 и Ил-86.

3 Тюрюмин Александр Михайлович, Герой Советского Союза (1976 г.), Заслуженный летчик-испытатель СССР (1974 г.), заслуженный мастер спорта СССР. С 1960 г. на летно-испытательной работе в ГосНИИ ГА, затем в ОКБ СВ. Ильюшина. Поднял в небо и провел испытания первого серийного Ил-76, принимал участие в испытаниях самолетов Ил-18 «Полоса», Ил-38, Ил-62, Ил-76, Ил-86. В 1981 г. на Ил-76 выполнил первое в СССР десантирование груза с предельно малой высоты.

4 После увольнения в 1979 г. в запас генерал-полковник авиации Георгий Николаевич Пакилев работал в ОКБ им. СВ. Ильюшина: сначала в должности ведущего инженера, а затем в должности начальника комплексного отдела по самолету Ил-76. Пользовался огромным авторитетом и уважением не только среди сотрудников предприятия, но и среди сотрудников смежных предприятий и эксплуатантов, сохранив уважение к себе в войсках.

5  Устройство для подвески и сброса танка Т-37А было разработано в проектно-конструкторском секторе Научно-исследовательского отдела Академии механизации и моторизации под руководством начальника сектора военинженера 3-го ранга Ж.Я. Котина по предложению инженера А.Ф. Кравцева.

6 В мае 1994 г. при испытаниях нового военно-транспортного самолета С-17 «Глоубмастер III» (Globemaster III) выполнена программа испытаний по определению устойчивости и безопасности самолета при десантировании грузов с предельно малых высот.

7 Егутко Алексей Дмитриевич (г.р. 1927 г.) работал в ОКБ С.В. Ильюшина с 1962 по 1991 г. в должности ведущего инженера по летным испытаниям десантно-транспортного, грузового и аварийно-спасательного оборудования самолетов марки «Ил». Внес существенный вклад в разработку и испытания указанного оборудования. Автор ряда изобретений. По его предложениям и замечаниям проведен большой комплекс работ по совершенствованию как оборудования самолета Ил-76, так и средств десантирования грузов и боевой техники.

8 Близнюк Станислав Григорьевич Заслуженный летчик-испытатель СССР (1980 г.), Герой Советского Союза (1990 г.), Лауреат Государственной премии РФ (2000 г.), с 1965 г. на испытательной работе в ОКБ СВ. Ильюшина. Проводил летные испытания самолетов Ил-18, Ил-20, Ил-38, Ил-62, Ил-86. Поднял в небо и провел летные испытания самолетов Ил-102, Ил-96-300 и Ил-96МО.

" Закиров Игорь Рауфович Заслуженный летчик-испытатель СССР (1990 г.), Герой Российской Федерации (1994 г.), капитан запаса. С 1973 г. на летно-испытательной работе в ОКБ (с 1993 г. Авиационном комплексе) им. СВ. Илюшина. Провел летные испытания самолетов Ил-18, Ил-62, Ил-76, Ил-86, Ил-96 и Ил-114.

Предыдущая Оглавление Следующая