Михаил Свирин
Танки МС-1 сгружаются с платформы. 1932 г. Фото предоставил М. Коломиец
После окончания Гражданской войны и сокращения Управления Бронесил Красной Армии все имеющиеся танки были подчинены Главному Артиллерийскому Управлению, а вопросами, связанными с созданием танковой и прочей броневой техники, начало ведать только что образованное Главное управление военной промышленности (ГУВП) СССР.
На одном из первых заседаний ГУВП была принята такая программа работ:
«1. Осознать и систематизировать опыт, который имеется у нас сегодня.
2. Отработать имеющиеся материалы и готовить кадры танкистов.
3. Изучить танкостроение...
4. Начать разработку новой экспериментальной модели танка...»
Но какие же боевые машины нужны Красной Армии? На вооружении состояли преимущественно устаревшие трофейные танки и бронеавтомобили, оставшиеся еще со времен Гражданской войны, которые стремительно ветшали и требовали большого ремонта, а запчасти к ним отсутствовали. Требовалась срочная модернизация имеющейся материальной части, а также разработка новых недорогих боевых машин и их вооружения.
Легкий танк «Рено русский». Фото предоставил М. Павлов
В сентябре 1924 г. при ГУВП создали специальную комиссию по танкостроительству, которая подготовила доклад ВСНХ СССР «Об организации работ в области танкостроения», заслушанный 8 октября 1924 г. на совместном заседании руководства ГУВП и представителей ВСНХ (копия доклада была направлена Л. Троцкому).
В Московском танковом бюро ГУВП, образованном в 1923 г. под руководством С. Шукалова, с осени 1924 г. в течение двух лет шло внимательное изучение трофейных танков, оставшихся после Гражданской войны, с целью выбора лучшего для возможного выпуска в СССР. Изучению подверглись три танка «Рено», имевшие некоторые различия в конструкции (литая и клепаная башня, вооружение из пушки или пулемета), и один «Тейлор» (средний Мк А «Уипетт»).
В 1925 г. в распоряжение бюро был доставлен некомплектный танк «Фиат» («Фиат-3000»), купленный в Италии*, который произвел на всех благоприятное впечатление, так как имел более удачные, чем у «Рено», двигатель, КПП и ходовую часть. Этот танк по подвижности был подобен английскому танку «Тейлор» (Мк. А) и при этом легче и дешевле последнего.
В этот же период началась разработка проекта штатов танковых частей РККА.
Поскольку танки относились к ведению Артуправления, их организация также виделась подобной артиллерии. И один из первых штатов, предложенных для танковых войск в 1926 г., предусматривал их деление на «полковые» танки поддержки пехоты, «дивизионные» танки развития успеха и «корпусные» танки большой мощности, применение которых виделось при прорыве особо укрепленных полос обороны противника. В начале 1926 г. к ним в усиление предлагалось разработать легкие «батальонные» танки, но поскольку их цену не удавалось значительно снизить (целесообразность создания таких машин оправдывалась только в случае, если их цена не превышала бы трети цены «полкового» танка), с их судьбой еще не все было ясно.
' В прежние годы автор считал этот танк трофеем Гражданской войны, но найденные в последнее время документы подтверждают факт его покупки, средства на которую были собраны польскими коммунистами. Это танк явился первым из приобретенных Советской республикой за рубежом.