Танки Т-54Б, оборудованные дополнительными емкостями для топлива. Испытания 1958 г. Конструкция, показанная на снимке слева (две бочки емкостью 200 л), была внедрена в серийное производство.
Одной из важных характеристик подвижности танка является запас хода машины по топливу. Значительное увеличение запаса хода достигалось за счет установки снаружи танка дополнительных емкостей для топлива, подключенных к топливной системе двигателя. С этой целью на НИИБТ полигоне в 1958 г. состоялись испытания танков Т-54 и Т-10, оборудованных, по предложениям завода №183 и представителей Прибалтийского и Белорусского военных округов, дополнительными емкостями для топлива. На танках прошли испытания различные варианты дополнительных емкостей для топлива — от 200- до 290-л бочек и специально изготовленных баков емкостью 170 л, подключавшихся к топливной системе двигателя.
Для практического использования и внедрения в серийное производство было рекомендовано предложение завода №183, в котором две стандартные бочки емкостью 200 л крепились к кормовому броневому листу танка Т-54 на четырех специальных кронштейнах. Установка бочек на корме корпуса не препятствовала доступу к агрегатам танка при их обслуживании и ремонте и не мешала машине преодолевать вертикальные препятствия. Запас хода танка Т-54 увеличился на 50%, танка Т-10 — на 44%. Однако при установке дополнительных бочек исключались возможность применения дымовых шашек при постановке дымовых завес и поворот пушки на корму при углах ее возвышения меньше +4°. Этот недостаток был ликвидирован благодаря установке системы ТДА и обеспечением выработки на марше в первую очередь топлива из дополнительных бочек и их сброса в боевых условиях.
В1960 г. в проектно-конструкторском бюро ЦЭЗ №1 по предложению Р.В. Урванцева разработали и изготовили мобильный одноколесный бронированный прицеп для танков Т-54 и Т-55, предназначавшийся для транспортирования 1200 л дополнительного топлива. Прицеп прошел испытания на НИИБТ полигоне, но на снабжение принят не был, так как снижал маневренность и скорость танка.
![]() |
![]() |
Мобильный одноколесный бронированный прицеп для танков Т-54 и Т-55, разработанный на ЦЭЗ №1. | ТанкТ-54Б, оснащенный комплект ОПВТ-А (с 1958 г.- ОПВТ-54). |
Для повышения проходимости танка Т-54 с 1947 г. велись работы по установке на танк Т-54 оборудования для подводного вождения (ОПВТ). Первоначально этим занимался завод №112 «Красное Сормово», в КБ которого проектировался танк подводного хождения ТПХ-54. Хотя вопросы герметизации ряда узлов машины удалось решить, в 1948 г. это направление закрыли в связи с началом работ по легкому плавающему танку.
В 1949-1954 гг. работы по оснащению танков ОПВТ продолжились на заводах №183, №75 и №174. Это привело к созданию ОПВТ, перевозимого непосредственно на машине и состоявшего из двух частей — постоянно установленной на танке и съемной, монтировавшейся непосредственно перед преодолением водной преграды. Так, например, в КБ завода №75 в 1954—1955 гг. спроектировали и изготовили опытный образец танка Т-54 с ОПВТ, получивший заводское обозначение «Объект 486». В сентябре 1955 г. три таких машины были сданы ГБТУ.
В 1956 г. три танка Т-54 («Объект 486») прошли войсковые испытания. В том же году завод №75 изготовил 65 комплектов оборудования для подводного вождения. Это оборудование под маркой ОПВТ-А (с 1958 г. - ОПВТ-54) стало монтироваться на серийных танках Т-54Б. Для серийно выпускавшихся машин оборудование для подводного вождения в соответствии с постановлением Совета Министров СССР №250-122 от 3 марта 1958 г. производилось непосредственно на заводах-изготовителях: №183, №75 и №174.
Для ранних модификаций танка Т-54 обр. 1949—1951 гг. и Т-54А, которые не имели ОПВТ, в 1957-1958 гг. на ХТЗ под руководством инженера-конструктора Г.И. Столярова были разработаны комплекты ОПВТ-Д и ОПВТ-В. Осенью 1959 г. они прошли испытания на НИИБТ полигоне.
Комплект ОПВТ-Д (с 1958 г. - ОПВТ-54Д), созданный для танка Т-54 обр. 1949 г., предназначался для преодоления водных преград глубиной до 6 м. Конструктивные отличия этого ОПВТ от серийного комплекта ОПВТ-А диктовались наличием у башни танка Т-54 обр. 1949 г. кормового замана. Это послужило причиной уменьшения размера по периметру резиновой камеры уплотнения опоры башни и уплотнения передней части чехла над МТО. Остальные узлы ОПВТ были заимствованы из серийного комплекта ОПВТ-А.
С целью преодоления водных преград глубиной до 6 м в комплект ОПВТ-Д придавалась вставка для воздухопитающей трубы и удлиненная на 1800 мм труба-лаз с переходником.
Время, необходимое на монтаж съемных узлов комплекта ОПВТ-Д и полную герметизацию танка, а также время, необходимое на демонтаж съемных узлов, составляло, соответственно, 1 ч 40 мин и 20 мин. Подготовка танка к ведению боевых действий после преодоления водной преграды требовала выхода из танка одного члена экипажа, что являлось одним из серьезных недостатков ОПВТ-Д.