Огнеметный танк Т-54. 1948 г
После окончания Великой Отечественной войны в Советском Союзе были продолжены НИОКР по дальнейшему совершенствованию танковых автоматических пороховых огнеметов.
В 1946-1947 гг. в КБ завода №112 «Красное Сормово» в Горьком был разработан первый проект огнеметного танка на базе Т-54 с установкой в башне вместо спаренного пулемета серийного автоматического порохового огнемета АТО-42, конструкция которого прошла проверку в годы войны. В первой половине 1947 г. два варианта проекта огнеметного танка были представлены на рассмотрение в Министерство транспортного машиностроения и ГБТУ ВС. В обсуждении проектов приняли участие и представители завода №183.
В первом варианте проекта огнеметного танка размещение огнемета АТО-42 предусматривалось в башне машины, во втором — в корпусе, как в танках ОТ-34-76 и ОТ-34-85 периода Великой Отечественной войны. После неоднократных обсуждений вариантов проекта за основу был принят первый вариант установки огнемета — в башне танка. В конце 1947 г. КБ завода № 112 приступило к выпуску рабочих чертежей машины, а в конце 1948 г. был изготовлен опытный образец огнеметного танка Т-54, который отправили на заводские испытания.
Одновременно с изготовлением опытного образца огнеметного танка Т-54 на заводе №112 в соответствии с постановлением Совета Министров СССР №2548-1050сс от 10 июля 1948 г. разработка автоматического танкового огнемета с дальностью огнеметания 200-300 м для танка Т-54 развернулась на заводе №75 в Харькове. Для этого на заводе №75 организовывалось специальное конструкторское бюро СКБ-1, а в НИИ-6 в Москве — специальная огневая лаборатория, на которую возлагались задачи по созданию новых огневых смесей. Начальником СКБ-1 завода №75 был назначен М.С. Озерский.
После проведения заводских испытаний огнеметный танк Т-54 в январе 1949 г. был отправлен с завода №112 на НИИБТ полигон, где в период с января по март того же года он прошел полигонные испытания.
От серийного Т-54 огнеметный танк Т-54 отличался установкой в башне вместо спаренного пулемета СГ-43 огнемета АТО-42 измененной конструкции и связанными с этим изменениями в конфигурации башни. Кроме того, в связи с установкой огнеметного оборудования была изменена компоновка внутреннего оборудования корпуса машины.
В состав экипажа танка входили четыре человека.
Для прицельного огнеметания использовался штатный телескопический прицел ТШ-19. Дальность огнеметания составляла от 60 до 110 м. При автоматической стрельбе дальность огнеметания не превышала 70—80 м. Стрельба велась одиночными выстрелами со скорострельностью 6-12 выстр./мин. или очередями по 3-4 выстрела. Емкость бака для огнесмеси обеспечивала производство 29-30 огневых выстрелов. Емкость магазина огнемета составляла четыре пороховых патрона. Мертвое пространство при огнеметании без встречного ветра было равным 8—10 м.
В боекомплект танка входили 24 выстрела к пушке, 2250 патронов к пулеметам СГ-43, 450 патронов к пулемету ДШК и 30 пороховых патронов к огнемету.
В связи с установкой огнемета лобовая часть башни с правой стороны была расширена за счет приварки специальной наделки к корпусу башни. К маске пушки приваривалась основание броневой защиты задвижки огнемета.
Полигонные испытания огнеметного танка выявили ненадежную работу огнеметного оборудования, недостаточную дальность и скорострельность огнеметания. Кроме того, расположение огнеметного оборудования не обеспечивало его нормального технического обслуживания.
В начале 1949 г. завод №112 «Красное Сормово» передали в ведение Министерства судостроительной промышленности, и дальнейшая работа по огнеметному танку на нем была прекращена. Согласно постановлениям Совета Министров СССР №4752-1832сс от 15 октября 1949 г. и №5560-2153сс от 17 декабря 1949 г., за создание огнеметного танка на базе Т-54 полностью стало отвечать СКБ-1 завода №75.
Схема размещения огнемета АТО-42 и его оборудования в танке Т-54. 1948 г.
В сентябре-ноябре 1950 г. в СКБ-1 завода №75 изготовили четыре опытных образца усовершенствованного автоматического порохового танкового огнемета, получившего наименование АТО-49. К этому же времени в огневой лаборатории НИИ-6 создали новые марки огнесмеси, предназначенные для использования в огнемете АТО-49.
В декабре 1950 г. КБ завода №75 закончило разработку проекта установки огнемета АТО-49 в танке Т-54, получившего заводское обозначение «Объект 481». В феврале 1951 г. два опытных образца огнемета АТО-49 были сданы заказчику для проведения полигонных испытаний, которые они не выдержали из-за недостаточной дальности огнеметания. Огнеметы были возвращены для доработки.
В процессе доработки конструкции огнемета АТО-49 постановлением Совета Министров СССР от 19 октября 1951 г. средняя дальность огнеметания для него была снижена до 180 м при нижнем пределе в 170 м в условиях положительных температур, при безветрии и угле возвышения насадки огнемета 8°. Тем не менее заводские испытания доработанных огнеметов АТО-49, проведенные в период с 26 февраля по 24 апреля 1952 г., вновь показали, что они не удовлетворяют требованиям по надежности работы и дальности огнеметания. Огнеметы вновь подверглись доработке.