Предыдущая Оглавление Следующая

T54175.jpg

АПБНП «Буйвол».

АПБНП «Буйвол» и САУ со 122-мм пушкой М-62

Одновременно в 1955 г. на базе самоходной артиллерийской установки в КБ завода №174 были разработаны проекты артиллерийского подвижного бронированного наблюдательного пункта (АПБНП) «Буйвол» и самоходной установки со 122-мм пушкой М-62.

Тактико-техническое задание на разработку АПБНП завод №174 получил от ГАУ в январе 1955 г. Эта машина предназначалась для обеспечения управления огнем артиллерийских подразделений в различных видах боя. В июле 1955 г. технический проект АПБНП «Буйвол», получившего заводское обозначение «Объект 610», был утвержден для изготовления опытных образцов. В том же году завод №174 изготовил два опытных образца, которые прошли заводские, а затем полигонные и войсковые испытания.

АПБНП «Объект 610» был создан на базе СУ-122 с использованием узлов и агрегатов танка Т-54. В состав экипажа машины входили шесть человек.

В качестве вооружения на машине использовался крупнокалиберный 14,5-мм пулемет КПВТ с боекомплектом 400 патронов. Пулемет размещался в специальном кожухе, имитировавшем ствол артиллерийской системы, который устанавливался в броневой маске на лобовом листе броневой рубки.

В состав специального оборудования входили: навигационная аппаратура «Янтарь-Трасса» и приборы наблюдения и разведки: танковый командирский дальномер ТКД, разведывательный теодолит РТ-2, перископ дальнего наблюдения ПДН-2, танковый командирский перископ ТПКУ, стереодальномер ДС-09 и артиллерийская буссоль ПАБ-2.

Для обеспечения взаимодействия станковыми и артиллерийскими подразделениями, а также внешней связи в машине устанавливались радиостанции 10РТ и Р-108.

В связи с тем, что боевая масса машины была уменьшена с 36 до 33 т, запас хода по шоссе возрос с 400 до 490-515 км. Максимальная скорость по шоссе составляла 48 км/ч.

Проект самоходной установки СУ-122 и ее макет в натуральную величину с мощной 122-мм пушкой М-62С с начальной скоростью бронебойного снаряда 950 м/с, были готовы к началу 1956 г. Разработка машины велась под руководством А.Е. Супина, который после ухода в 1955 г. И.С. Бушнева возглавил КБ завода №174. Развертывание серийного производства самоходной установки планировалось на 1960 г. Однако дальнейшие работы были прекращены после окончания серийного производства самоходных установок СУ-122 с пушкой Д-49.

Зенитная самоходная установка ЗСУ-57 («Объект 500»)

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР №935-288сс от 9 апреля 1947 г. КБ завода №174 в Омске поручалось разработать зенитную самоходную установку на базе танка Т-54, которая предназначалась для прикрытия боевых порядков и походных колонн танковых и мотострелковых частей и подразделений от авиации противника.

После рассмотрения эскизного проекта в Министерстве транспортного машиностроения летом 1947 г. КБ завода №174 к 25 ноября 1947 г. выполнило технический проект машины. Однако работы по нему были прекращены ввиду отсутствия отработанной 57-мм пушки конструкции ЦНИИ-58.

Дальнейшие работы по зенитной самоходной установке велись в соответствии с постановлением Совета Министров №2252-935сс от 22 июня 1948 г. В октябре 1948 г. технический проект самоходной установки, получившей заводское обозначение «Объект 500» (ведущий конструктор машины Э.Ш. Палей), выполненный совместное ЦНИИ-58, был направлен в НТК БТ и MB ВС на рассмотрение. После одобрения проекта КБ завода приступило к выпуску рабочих чертежей для изготовления опытного образца, сборка которого началась в мае 1949 г.

Однако первую опытную ЗСУ изготовили только в июне 1950 г., поскольку ЦНИИ-58 столкнулся с серьезными проблемами при доработке спаренной 57-мм пушки С-68. Первый опытный образец машины сразу же поступил на заводские испытания.

В декабре 1950 г. с учетом результатов заводских испытаний изготовили второй опытный образец, который в феврале—марте 1951 г. прошел государственные испытания. Но представленная машина не полностью соответствовала заданным ТТТ, поэтому в мае 1951 г. завод №174 приступил к сборке шести усовершенствованных образцов, предназначавшихся для проведения войсковых испытаний. В общей сложности доработка конструкции ЗСУ по результатам государственных испытаний продлилась на заводе №174 до 1953 г.

T54176.jpg

Опытный образец ЗСУ «Объект 500».

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz