Предыдущая Оглавление Следующая

T54193.jpg T54196.jpg
МТП-3 буксирует танк Т-55 Машина технической помощи МТП-3 с развернутой кран-стрелой.

Кроме того, на базе СУ-122 с использованием узлов и агрегатов танка Т-54 был создан танковый тягач, предназначавшийся только для эвакуации танков. Ремонтными предприятиями Министерства обороны в 1970-х гг. было выпущено несколько таких машин, которые использовались как дежурные тягачи при проведении военных парадов на Красной площади в Москве.

Стреловой полноповоротный кран СПК-12Г был разработан в 482-м конструкторско-технологическом центре в Киеве на базе шасси танка Т-54 в 1964-1965 гг. Два опытных образца изготовили в 1965—1966 гг. на львовском ремонтном заводе Министерства обороны. Приказом министра обороны от 23 сентября 1967 г. кран СПК-12Г был принят на снабжение бронетанковых войск Советской Армии, но в серийном производстве не состоял.

Кран предназначался для выполнения монтажно-демонтажных работ при ремонте танков и самоходно-артиллерийских установок в полевых условиях. Он мог использоваться и для их эвакуации, а также для погрузки и разгрузки бронетанковой техники массой до 12 т на железнодорожные платформы.

В качестве базы использовался специально переоборудованный танк Т-54 первых выпусков, прошедший капитальный ремонт. В состав экипажа входили механик-водитель и крановщик.

Запас хода крана по грунтовым дорогам на основных топливных баках достигал 210 км. Максимальная скорость по грунтовым дорогам — 40 км/ч.

Пожарная машина ГПМ-1 была разработана в 1985-1986 гг. в 482-м конструкторско-технологическом центре в Киеве на базе танка Т-54. Опытные образцы машины были изготовлены на ремонтном заводе Министерства обороны.

ГПМ-1 представляла собой специальную гусеничную машину с броневым корпусом и кабиной, предназначавшуюся для тушения пожаров различных классов при помощи воды или воздушно-механической пены, а также для доставки к месту пожара пожарного расчета, пожарно-технического оборудования, огнетушащих средств и для проведения аварийно-спасательных работ. Масса машины с полной нагрузкой составляла 36,5 т.

В состав экипажа машины входили два человека. Кроме того, в кабине имелось еще четыре посадочных места для пожарного расчета.

Броневая защита корпуса машины была сохранена на уровне базовой машины за исключением кабины. Машина оснащалась системами УА ППО и фильтровентиляционной установкой. Для срезания верхнего слоя грунта устанавливался бульдозер БТУ-55.

Силовая установка, трансмиссия, ходовая часть и электрооборудование практически без изменений заимствованы с незначительными изменениями у базовой машины. Запас хода по грунтовой дороге достигал 200 км. Максимальная скорость по шоссе составляла 45 км/ч, средняя скорость с полной нагрузкой по грунтовой дороге — 20 км/ч.

T54194.jpg T54195.jpg
Кран СПК-12Г. Подъем башни танка Т-54. Пожарная машина ГПМ-1.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz