Сборка ракет «Фау-2» на полигоне Уайт Сендз.
Первый пуск немецкой ракеты на американской земле состоялся 16 апреля 1946 г. Казалось, надежность ракеты подтверждалась ее огневыми стендовыми испытаниями, проведенными на месяц раньше. Тогда двигатель и прочие системы вполне успешно функционировали в течение минуты. Но будучи отпущенной в свободной полет ракета, не пролетев нормально и 20 с, резко развернулась и вместо северного направления устремилась на восток. Авария произошла из-за разрушения газового руля. К единственному достижению в том пуске можно отнести подтверждение работоспособности внедренной американцами системы отсечки двигателя по радиокоманде с земли. Но уже второй пуск в Уайт Сендз, проведенный при большом скоплении журналистов и других приглашенных лиц, прошел успешно — ракета поднялась на высоту 112 км.
В отличие от советских коллег, начавших испытания как немецких А-4, так и изготовленных под Москвой их аналогов — Р-1, американцы проводили пуски ракет не по траекториям максимальной дальности, а по более навесным, рассчитанным на достижение наибольшей высоты. Выбор таких программ определялся несколькими факторами.
Во-первых, в США не планировали организации воспроизводства А-4 на предприятиях и ее принятие на вооружение. Достигнув господства в воздухе в годы Второй мировой войны, американцы возлагали основные надежды на авиацию. Баллистические ракеты рассматривались как средство доставки атомного оружия только в дальней перспективе. Тем не менее уже в 1946 г. начались первые проектные работы по будущей МБР «Атлас». Немецкая А-4 была бесконечно далека от требуемых характеристик и все работы с ней сулили военным не более чем накопление некоторого опыта работы с подобным оружием. В связи с этим вообще не ставились задачи накопления статистики, например, подтверждения заявленной точности стрельбы, необходимого для принятия на вооружение боевой ракеты.
Во-вторых, американцы постарались воспользоваться, по сути, экспериментальными пусками А-4 для того, чтобы получить максимум информации о ранее недоступных для исследования верхних слоях атмосферы, в которых предстояло летать перспективным ракетам. Поэтому стартовавшие в Америке А-4 оснащались насыщенными метеорологическими приборами и аппаратурой передачи телеметрической информации головными частями, которые устанавливались вместо штатных немецких боевых частей, оказавшихся к тому же некомплектными.
В-третьих, размеры полигона были невелики и составляли всего 260 км в направлении с юга на север. С учетом расположения стартовой позиции и необходимых запасов на безопасность пусков, немецкие ракеты можно было испытывать только на дальность вдвое меньшую, чем максимальная. При реальных пусках ракеты падали на удалении примерно 60 км от стартовой позиции. Простой вертикальный пуск признали недопустимым по соображениям безопасности, а потери по максимальной высоте были мизерными. Но ограничения по размерам полигона не были непреодолимыми: испытания можно было перенести в другой район, что и произошло в дальнейшем.
![]() |
![]() |
![]() |
Взрыв ракеты «Фау-2» на стартовой позиции 14 июля 1951 г. | Подготовка к пуску 52-й «Фау-2» 28 июня 1951 г |