Установка У-23 предназначалась для вооружения катеров. В 1944 году она прошла заводские испытания, но на вооружение принята не была. Вес установки 540 кг, расчет 2 человека, из которых один - подносчик боеприпасов. Установка 2-У-23 также предназначалась для вооружения катеров. Два ствола, каждый в индивидуальной люльке, были расположены горизонтально. Питание ленточное, в магазине 50 патронов. Вертикальное наведение производилось вручную, а горизонтальное - от электропривода следящего тока. Установка имела щит толщиной 10-15 мм.
В октябре-ноябре 1944 года опытный образец 2-У-23 прошел полигонные испытания на НИМАПе12. 2-У-23 была выпущена небольшой серией и с 1945 года устанавливалась на катерах.
Счетверенная установка 4-У-23 предназначалась для вооружения подводных лодок для стрельбы по воздушным целям на высотах до 2500 м и по надводным целям на дальности до 3500 м.
Автоматы были расположены в вертикальной плоскости. Каждый автомат имел индивидуальную люльку и магазин с 65 патронами. Приводы наведения установки ручные. Система имела щитовое прикрытие.
Полигонные испытания 4-У-23 были проведены с 16 марта по 22 апреля 1944 года на НИМАПе. Установка была принята на вооружение и поступила в валовое производство. Несколько 4-У-23 поступили на катера и успели принять боевое крещение в самом конце войны.
Конструктивные данные установок |
2-У-23 |
4-У-23 |
Калибр, мм |
23 |
23 |
Число стволов |
2 |
4 |
Угол ВН |
-12°; +85° |
-10°; +85° |
Угол ГН |
360° |
360° |
Скорость ВН, град/с |
20-25/45* |
50 |
Высота линии огня: |
||
верхнего ствола, мм |
1595 |
|
нижнего ствола, мм |
- |
769 |
Радиус обметания по стволам, мм |
1910 |
1820 |
Диаметр окружности по центрам фундаментных болтов, мм |
876 |
860 |
Толщина щита, мм |
10-15 |
8 |
Вес установки, кг |
1140 |
1970 |
* — вручную/от электромотора. |
Данные авиационных автоматов, установленных в опытных и малосерийных зенитных орудиях
Тип автомата |
ШВАК |
ЦКБ-75 |
МП-6 |
ВЯ |
Калибр, мм |
20 |
20 |
23 |
23 |
Длина пушки, мм/клб |
1726/86,3 |
2200/110 |
1657/72,8 |
|
Длина нарезной части, мм |
1145 |
1520 |
1492 |
|
Объем каморы, см3 |
23 |
49 |
76 |
76 |
Крутизна нарезов, клб |
36 |
36 |
32 |
|
Число нарезов |
8 |
8 |
10 |
10 |
Глубина нарезов, мм |
0,35 |
0,35 |
0,35 |
0,35 |
Ширина нарезов, мм |
5,35 |
5,35 |
4,8 |
|
Ширина полей, мм |
2,5 |
2,5 |
||
Вес автомата, кг |
44 |
53,2/55,8* |
45/70* |
66 |
Темп стрельбы, выстр./мин. |
700-800 |
600 |
620-650 |
550-650 |
Вес патрона, гр. |
185 |
321 |
470 |
470 |
Вес заряда, гр. |
19,2 |
40,0 |
62,0 |
62,0 |
Начальная скорость, м/с |
810 |
940 |
890-920 |
890-920 |
Вес снаряда, гр. |
96 |
128 |
200 |
200 |
Вес ВВ в снаряде, гр. |
27 |
10 |
10 |
* — с магазином/без магазина
После войны работы над 23-мм установками с автоматами ВЯ были прекращены, так как огневая мощь их была признана недостаточной для вооружения кораблей.
Чтобы больше не возвращаться к вопросу о применении авиационных пушек в корабельных установках, скажем, что в 1960 году были построены два торпедных катера пр. 125, а в 1963-1967 годах — шестнадцать пограничных катеров на подводных крыльях пр. 125А. Их артиллерийское вооружение состояло из двух спаренных АУ с 23-мм авиационными автоматами АМ-23 конструкции Афанасьева и Макарова.
12 — Научно-исследовательский морской полигон.