В конце 1937 года на заводе Калинина был изготовлен первый опытный образец 45-мм автоматической пушки ЗИК-45 (позже получившей индекс 49-К). Новая пушка сделана по образцу 40-мм пушки «Бофорс» и в документах АУ начала 1938 года ее так и называют: «пушка завода № 8 типа «Бофорс».
Автоматика 45-мм пушки 49-К работала за счет энергии отката при коротком ходе ствола. Открывание затвора происходило во время отката, а закрывание — после наката ствола и досылки очередного патрона.
Ствол пушки - свободная труба, вставленная в кожух. На кожух навинчивался казенник, в котором помещался вертикальный клиновой затвор. Питание автомата производилось с помощью обоймы, содержащей 3 патрона. Обойма вручную устанавливалась в приемнике над ствольной коробкой.
Тормоз отката гидравлический, веретенного типа. Тормоз крепился снизу к горловине люльки. Пружинный накатник собирался на стволе и находился внутри горловины люльки.
Уравновешивающий механизм пружинный, качающийся, подтягивающего типа, состоял из двух колонок, размещенных между щеками станка.
Подъемный механизм имел зубчатый сектор. Поворотный механизм посредством шестерни был связан с зубчатым венцом.
Приводы механизмов наведения только ручные.
На заводских испытаниях в начале 1938 года темп стрельбы 49-К составил 90-120 выстрелов, вес снаряда 1,44 кг, начальная скорость - 960 м/с. Испытания автомата задерживались сложностями в производстве латунных гильз Тульским заводом.
В ходе стрельб 20.04.1938 г. на Софринском полигоне после 70 выстрелов температура ствола у дульного среза достигла 257°С. Нагрев ствола определил длину непрерывной очереди 60-70 выстрелов. Другие элементы автоматики допускали большую длину очереди. Так, например, гидравлический компрессор в тормозе отката рассчитан на очередь в 150 выстрелов. Поэтому ствол сделан быстросъемным.
В июне—июле 1938 года автомат 49-К проходил испытания на временном тумбовом лафете, установленном на автомобиле ЯГ-10.
В ходе испытаний на НИЗЕПе в Евпатории с 25 октября по 27 декабря 1938 года при стрельбе снарядом весом 1,46 кг и зарядом 545 гр марки 7/7 получена средняя дальность 10946 м при угле возвышения 44°30'. Результат этот чисто спортивный (так называемая баллистическая дальность стрельбы), поскольку и на половину такой дистанции никто не собирался стрелять из пушки калибра 45 мм.
На НИЗЕПе в 1938 году 49-К стреляла уже на штатном лафете с четырехколесной повозки типа «Бофорс».
После испытаний на НИЗЕПе в 1938 году в конструкцию пушки 49-К были внесены изменения - введен пламегаситель, сектор механизма ВН сделан более жестким, усилены пружины досылателя, заменена верхняя часть лафета, уменьшен клиренс для увеличения устойчивости.
С 15 июня по 4 июля 1939 года 49-К вновь прошла испытания на НИЗЕПе. По их результатам: время смены ствола - 100 секунд; время перехода из походного положения в боевое — 30-40 минут. Темп и скорострельность автомата одинаковы: при угле 0° - 140 выстр/мин; при угле +85° - 120 выстр/мин.
В ходе испытаний было сделано 2135 выстрелов и получено 14 задержек, из них 6 - по вине автомата (то есть 65%). Для сравнения: на испытаниях на НИЗЕПе 1938 года сделан 2101 выстрел и получено 55 задержек (из них 51 - по вине автомата).
Среди недостатков отмечена неуравновешенность качающейся части.
45-мм автомат ЗИК-45 (49-К) в боевом положении на упорах
37-мм зенитная автоматическая пушка обр. 1939 г. (ЗИК-37 или 61-К)