Б. Весовая сводка |
||
Ствол с накатником, кг |
330 |
|
Откатные части, кг |
380 |
|
Обойма с патронами, кг |
28,5 |
|
Автомат, кг: |
||
качающаяся часть |
765 |
|
вращающаяся часть |
2500 |
|
Повозка, кг |
2275 |
|
Система в боевом положении, кг |
4775 |
|
Система в походном положении, кг |
4875 |
|
В. Эксплуатационные данные |
||
Темп стрельбы, выстр./мин |
100-120 |
|
Расчет (без подносчиков патронов и командира орудия),чел. |
5 |
|
Время наводки пушки из походного положения в боевое (без забивки сошников и горизонтирования), мин |
1 |
|
Время наводки пушки из боевого положения, мин |
2 |
|
Скорость возки, км/ч: |
||
по асфальтированному шоссе |
до 60 |
|
по булыжному шоссе |
до 35 |
|
по грунтовым дорогам |
до 25 |
|
по бездорожью |
до 15 |
|
Г. Пределы работы автоматического прицела |
||
Ранних выпусков |
Позднейших выпусков |
|
По упрежденной дальности, м |
0-4800 |
0—5500 |
По скорости цели, м/с |
0-240 |
0-300 |
По углу пикирования, град |
до 90 |
до 90 |
По углу кабрирования, |
до 70 |
до 70 |
В 1947 году в НИИ-58 под руководством Грабила было начато проектирование спаренной 57-мм автоматической зенитной пушки С-68 на базе С-60. Пушка С-68 предназначалась как для установки на гусеничное шасси, так и на колесную повозку. Опытный образец 57-мм спаренной пушки С-68 с электроприводом ЭСП-76 был установлен на повозке С-79А и прошел испытания, однако в серию запущен не был.
Самоходному варианту С-68 повезло больше — в 1950 году были начаты испытания изделия «500» (ЗСУ-57-2). История создания этой ЗСУ имеет много «белых пятен». По некоторым сведениям, испытания изделия «500» затянулись из-за неудачной конструкции приводов пушки. По данным музея бронетанковых войск в Кубинке, ЗСУ-57-2 выпускалась серийно с 1955 по 1960 год. По архивным же изысканиям автора, серийное производство С-68 было начато лишь в 1957 году на заводе № 946, в том же году было изготовлено 249 пушек. Шасси ЗСУ-57-2 изготавливалось в Омске на заводе № 174.
Устройство автоматов С-68 мало отличалось от С-60. Причем детали правого автомата являлись зеркальным отражением деталей левого автомата. Охлаждение стволов воздушное.
Уравновешивание качающейся части грузовое.
Вертикальное и горизонтальное наведение пушки С-68 осуществлялось с помощью электрогидравлического привода. Наведение электрогидравлическим приводом производилось от электродвигателя постоянного тока через универсальные гидравлические регуляторы скорости.
Пушка установлена в открытой сверху большой башне (диаметр погона 1800 м). Станок пушки крепится к днищу башни.
Боекомплект САУ состоял из 300 пушечных выстрелов, из них 248 снаряжены в обоймы и размещены в башне (176) ив носовой части корпуса (72). 52 выстрела в обоймы не снаряжаются и укладываются в специальные отсеки под вращающимся полом.
Самоходная зенитная автоматическая установка ЗСУ-57-2 со спаренной пушкой
Механизм взаимной замкнутости позволял вести автоматический огонь двумя способами: с блокировкой последнего выстрела в обойме и без блокировки. Подача обойм производилась заряжающим вручную.
Прицел автоматический зенитный, построительного типа.
Управление приводами пушки производилось наводчиком вручную по данным прицела.
Шасси ЗСУ-57-2 создано на базе агрегатов среднего танка Т-54. Корпус машины изготовлен из катаных броневых листов. Толщина брони 13 мм (кругом). Двигатель — четырехтактный бескомпрессорный дизель В-54.
Источником электроэнергии являлись шесть аккумуляторных батарей 6-СГЭН-140М или 6-МСТ-140 напряжением 12 В и генератор постоянного тока напряжением 28 В и мощностью 3000 Вт.
К недостаткам ЗСУ-57-2 следует отнести ручное управление приводами наведения, отсутствие радиолокационной системы наведения и, соответственно, возможность стрельбы только по видимым целям и невозможность ведения стрельбы с ходу. Кроме того, машина не была полностью герметизирована и не могла преодолевать полосы с радиоактивным заражением.