Предыдущая Оглавление Следующая

Япония все послевоенные годы занималась только лицензионным производством вертолетов, за исключением разработанного совместно с германской фирмой МВБ ВК-117. В качестве ударных машин силы самообороны Японии используют вертолеты Белл АН-IS. Тактика применения предполагает их совместное использование с разведывательными вертолетами ОН-6. Последние в значительной степени устарели. Разработка легкого военного вертолета для замены вертолета Кавасаки/Макдоннелл-Дуглас ОН-6 началась в Японии в 1991 г. Вертолет ОН-Х разработан для действий в специфических условиях японских островов, при его создании учитывались последние достижения национальной аэрокосмической промышленности. Вертолет спроектирован в кооперации фирмами Кавасаки и Фудзи. Сухопутным силам самообороны Японии требовался вооруженный вертолет, способный координировать действия противотанковых вертолетов Белл АН-1S, действовать над передним краем поля боя. Особо оговаривалась возможность защиты противотанковых вертолетов от вертолетов и самолетов противника. Полноразмерный макет фирма Кавасаки представила в 1994 г. Новый вертолет внешне значительно отличался от вертолета ОН-6, скорее напоминая своими формами легкий противотанковый вертолет, такой как значительно больший по размерам Агуста А-129 «Мангуста». Узкий фюзеляж в сочетании с тандемным расположением членов экипажа обеспечивает хороший обзор, под крыльями небольшого размаха размещены по два узла подвески вооружения. Вертолет ОН-Х оснащен двумя турбовальными двигателями XTS1-10 мощностью по 885 л.с. с цифровой диагностической системой и входными фильтрами механических частиц. Двигатели разработаны фирмой Мицубиси при участии фирм Ишикавадзими-Харима Хэви Индастриз и Кавасаки. Установленные на вертолете авионика и датчики первичной информации также разработаны в Японии. В каждой кабине, передней — летчика, задней — второго летчика/наблюдателя, установлены по два многофункциональных жидкокристаллических дисплея фирмы Йокогава Электрик. Дисплеи сопряжены со стандартной западной мультиплексной шиной данных MIL-STD 1533В. В состав бортового электронного оборудования входят нашлемные дисплеи фирмы Симадзу и повышающая устойчивость автоматическая система управления полетом. Управление вертолетом осуществляется с помощью боковых рукояток. Отделение точного машиностроения фирмы специально для вертолета ОН-Х разрабатывает гиростабилизированную систему наблюдения с обзором 110° по азимуту и 40° по углу места. В систему входят цветная телевизионная подсистема, способная работать в условиях низкой освещенности, лазерный дальномер и тепловизор обзора передней полусферы фирмы Фуджицу. Установка системы передачи данных в реальном масштабе времени не планируется. Основным вооружением вертолета будут УР «воздух—воздух» тип «91» японской разработки. Выкатка вертолета состоялась в марте 1996 г. Первый полет на аэродроме испытательного центра сил самообороны в Гифу вертолет совершил 6 августа 1996 г. Летные испытания четырех опытных вертолетов ОН-Х предполагается завершить в апреле 2000 г. Сухопутные силы самообороны Японии настаивают на замене 185 вертолетов ОН-6D на вертолеты ОН-Х в пропорции 1:1, но неясно, будут ли выделены правительством средства для закупки 185 новых вертолетов. Начало поставок вертолетов в войска запланировано на 2000 г. Возможность экспорта вертолетов ОН-Х представляется проблематичной, поскольку послевоенная конституция Японии запрещает экспорт любых вооружений. Несмотря на то, что вертолет ОНХ подается в японской прессе как преемник легкого ОН-6, вне всяких сомнений - это полноценный боевой вертолет, оптимизированный для борьбы с воздушными целями. Японцы подчеркивают, что в состав вооружения не входят ПТуРы, но в то же время не отрицают возможности разработки противотанкового вертолета АН-Х на базе ОН-Х. Учитывая завесу секретности, окружавшую разработку ОН-Х (первая подробная информация об этом вертолете была опубликована только в 1996 г.), нельзя исключить, что ОН-Х — лишь ступенька на пути к созданию полноценного боевого вертолета, предназначенного для замены «Кобр».

HelCo027.jpg

 Первый полет японского вертолет ОН-Х

Современные иностранные боевые вертолеты имеют много общего. Это не удивительно, поскольку тактика применения разрабатывалась в штабах НАТО. Особняком стоят южноафриканский «Роивалк» и японский ОН-Х, поскольку борьба с танками не является приоритетной задачей этих машин. Основные тенденции, проявившиеся при проектировании и постройке боевых вертолетов второго поколения следующие:
—   наличие двух членов экипажа, расположенных в кабине друг за другом;
—   снижение заметности вертолета в радиолокационном, инфракрасном, оптическом и акустическом диапазонах;
—   наличие двух ГТД и возможности вернуться на аэродром базирования при выходе из строя одного из них;
—   все вертолеты имеют неубираемое трехопорное шасси с хвостовой опорой;
—   отсутствие катапультных кресел компенсируют безопасноразрушаемые при жесткой посадке конструкции;
—   наличие совершенного бортового электронного оборудования с использованием центральной БЦВМ и мультиплексной шиной данных единого стандарта MIL-STD 1533B;
—   наличие прицельно-пилотажной системы, позволяющей использовать вертолет в любое время суток и в сложных метеоусловиях;
—   возможность управления вертолетом и применения вооружения из обоих кабин;
—   внедрение принципа «стеклянной кабины» (применение многофункциональных дисплеев вместо обычных приборов);
—   прецизионные навигационные системы, построенные по принципу «избыточной информации», поступающей от инерциальной системы, приемника спутниковой навигационной системы, допплеровской навигационной системы, системы воздушных сигналов и радиовысотомера;
—   широкая номенклатура подвесного вооружения.

И в заключение необходимо отметить, что все западные вертолеты — это легко бронированные машины. Считается, что боевой вертолет будет действовать из засад и наводиться на цели вертолетами-разведчиками. Главная броня вертолета, по мнению западных специалистов, это скрытность и маневренность. В какой-то мере отсутствие бронирования компенсируется избыточной прочностью силовых элементов конструкции и большими, чем требуется, размерами тяг управления.

Предыдущая Оглавление Следующая