Предыдущая Оглавление Следующая

Головная лодка К-1 была предъявлена к испытаниям осенью 1939 года и 16 декабря принята в состав ВМФ. Практически одновременно с ней была испытана и принята К-2. В следующем году флотом были приняты К-3, К-21, К-22 и К-23. Все они в 1940—1941 гг. по Беломоро-Балтийскому каналу перешли в состав Северного флота. Подводные лодки К-51 и К-52 были практически готовы к началу войны, которая сорвала наладочные работы и испытания, но в ноябре-октябре 1941 года обе лодки были приняты во временную эксплуатацию. Одновременно продолжалась и их доводка. Достройка остальных лодок продолжалась во время войны в блокадном Ленинграде. К-53, спущенная на воду в 1939 году, вошла в состав Балтийского флота 31 августа 1943 года, К-56, спущенная на воду в 1940 году, вошла в строй 25 ноября 1942 года. К-55, принятая от промышленности в 1944 году, в состав флота вошла уже после войны. К-54 достроена не была и в 1949 году разобрана на металл.

Во время войны подводные лодки XIV серии принимали активное участие в боевых действиях, топили вражеские суда как торпедами, так и своей мощной артиллерией в надводном положении, провели ряд минных постановок. Орденом «Красного Знамени» награждены К-21 и К-52, гвардейской стала К-22. За время войны были потеряны К-1, К-2, К-3, К-22 и К-23. После войны пять балтийских «катюш» перевели на Север, где они вместе с К-21 оставались в строю до конца 50-х годов. К-21 в настоящее время стоит на постаменте в Североморске в качестве корабля-памятника.

Двухкорпусная подводная лодка XIV серии имела семь отсеков при максимальном диаметре прочного корпуса 5,3 м и 14 цистерн главного балласта, 5 из которых были приспособлены для приема топлива. При этом не предусматривалась возможность нахождения лодки в позиционном положении. В цистерне главного балласта № 14, расположенной в прочном корпусе под центральным постом, было оборудовано минно-постановочное устройство с двумя рядами минных рельс для 20 мин типа ЭП-36. Перемещение мин по рельсам осуществлялось посредством электролебедки, а сбрасывание — вручную с помощью рукоятки, выведенной в специальный пост управления, через два люка, прорезанные в легкой обшивке цистерны.

В качестве главного двигателя надводного хода использовались двухтактные бескомпрессорные реверсивные дизели 9ДКР мощностью по 4200 л. с. В одном отсеке с гребными электродвигателями ПГ-11 по 600 л. с. размешался дизель-генератор с двигателем 38К8 мощность 800 л. с. Он служил для обеспечения экономического хода, зарядки аккумуляторов и форсирования максимальной скорости в надводном положении.

На подводных крейсерах XIV серии были значительно улучшены условия обитаемости: для комсостава оборудованы каюты, для каждого старшины и краснофлотца — отдельная стационарная койка, старшины получили свою кают-компанию. Впервые на лодках появились душевые для личного состава и рефрижераторные фреоновые установки в провизионке, а также два электроопреснителя воды по 40 л/ ч каждый и электрокамбуз.

Нормальное надводное водоизмещение — 1500, подводное — 2117 т, длина наибольшая — 97,7, ширина — 7,4, осадка средняя — 4,04 м. Максимальная надводная скорость достигала 22, подводная — 10,3 уз, надводная дальность плавания при скорости экономического хода 9 уз — 16500 миль, подводная при 2,9 уз — 175 миль, рабочая глубина погружения — 80 м, максимальная автономность 50 суток. Экипаж — 62—65 человек. Торпедное вооружение состояло из 6 носовых и 4 кормовых (2 в надстройке, 2 в прочном корпусе) 533-мм торпедных аппаратов, боезапас — 24 торпеды, артиллерийское вооружение — два 100-мм и два 45-мм полуавтоматических орудия.

Двадцать пять лет назад, в апреле I973 года в Северодвинске па Северном машиностроительной предприятии (СМИ) заложен головной ракетный подводный крейсер стратегическом назначения (РПК СН) К-12Н «Шестидесятилетие Великого Октября» проекты 667 БД (шифр «Мурена-М»).

Постройка РПК СН в Советском Союзе началась с закладки на СМП в Северодвинске 4 ноября 1964 года головной атомной подводной лодки К-137 «Ленинец» проекта 667А (шифр «Навага»). На вооружении она имела 16 стратегических баллистических ракет Р-27 (по договорам ОСВ именуются РСМ-25) комплекса Д-7 (Д-5?, прим ВВС), имевшими моноблочную боевую часть с дальностью стрельбы 2400 км. Всего по проектам 667А и 667АУ («улучшенный») построено 34 лодки.

После разработки и принятия на вооружение ракетного комплекса Д-9 с ракетами Р-29 (по договорам ОСВ — РСМ-40), имевших уже межконтинентальную дальность — 7800 км ( в последующих модификациях — 9100 км), началось строительство РПК СН по проекту 667Б (шифр «Мурена»). Были сохранены главные размерения и энергетическая установка проекта 667А. Так как новые ракеты имели большие размеры, их количество уменьшилась до 12, а высота надстройки над ракетным отсеком была увеличена.

В период с 1972 по 1977 год было построено 18 лодок этого проекта.

Проект 667БД стал первой модернизацией с изменением главных размерений исходного проекта. Для возможности размещения 16 ракет Р-29 или Р-29У длина корпуса была увеличена на 16 метров в районе ракетного отсека. Было построено 4 лодки.

Позже были созданы ракеты с разделяющимися головными частями индивидуального наведения (1, 3 и 7 боеголовок) Р-29Р (РСМ-50) с комплексом Д-9Р, под который были построены 14 подводных лодок проекта 667БДР (шифр «Кальмар»).

Последняя модернизация этого проекта получила обозначение 667БДРМ (шифр «Дельфин»). Она была разработана под значительно улучшенную ракету Р-29РМ (РСМ-54) комплекса Д-9РМ, несущую 4 или 10 боеголовок индивидуального наведения на дальность 8300 км. Всего построено 7 лодок, головная К-51 заложена 23 февраля 1981 года, последняя — К-407 вступила в строй 20 февраля 1992 года.

РПК СН последних модификаций проекта 667 до сих пор составляют основу морских ядерных сил России.

Двадцать лет назад, 22 апреля 1978 года на Северном машиностроительном предприятии в Северодвинске заложена опытная глубоководная подводная лодка К-278 «Комсомолец» проекта 885 (шифр «Плавник»).

Разработка опытной глубоководной боевой подводной лодки с титановым корпусом водоизмещением 5680 т началась в августе 1966 года. Она предназначалась для отработки конструкций перспективных боевых лодок. Проект был выполнен ЦКБ МТ «Рубин», главные конструкторы Н.А.Климов и Ю.К.Кормилицин, Лодка не имела аналогов по глубине погружения (более 1000 м) ни в одном флоте мира. При погружении на предельную глубину лодка практически не обнаруживалась никакими средствами. В то же время свое оружие она могла применять с любой глубины.

«Комсомолец» сдан в опытную эксплуатацию ВМФ в 1983 году и успешно прошел ее. Он участвовал во флотских учениях и совершил поход на полную автономность. К сожалению эта уникальная лодка затонула в Норвежском море 7 апреля 1989 года вследствие пожара, возникшего в кормовом 7 отсеке, унеся с собой 47 жизней.

Предыдущая Оглавление Следующая