СЕНТЯБРЬ 1998 ГОДА
Девяносто пять лет назад, 24 (11 по ст. ст.) 1903 года в Петербургском порту началось строительство мореходной канонерской лодки «Хивинец».
В январе 1902 года Главный морской штаб принял решение о разработке проекта канонерской лодки, предназначавшейся «для стационарной службы в водах Персидского залива и Шатт-эль-Араба». Проектируемый корабль должен был обладать мореходными качествами, необходимыми для океанских переходов и иметь «внушительный внешний вид». Ввиду исключительных условий предстоящей службы предписывалось иметь «приспособления для охлаждения всего судна» и обеспечить хорошие условия обитаемости. Проект канонерской лодки-стационара водоизмещением 1316т был утвержден 22 апреля 1903 года*. Работы начались фактически 11 сентября 1903 года, а официальная закладка состоялась 28 августа следующего года. Постройка была закончена в октябре 1905 года и в 1906 году «Хивинец» вошел в строй.
Две паровые машины по 751 л. с. обеспечивали канонерской лодке максимальную скорость 11 уз, дальность плавания 2070 миль. Вооружение состояло из двух 120—мм и восьми 75-мм орудий, трех пулеметов. Бронирована была только рубка — 25 мм. Экипаж 161 человек. Для охлаждения внутренних помещений было установлено три рефрижераторных машины углекислотного типа.
18 сентября 1906 года «Хивинец» ушел на Крит на стационарную службу, которую нес до июня 1912 года, после чего ушел на ремонт в Севастополь. К началу первой мировой войны лодка находилась на Балтике и входила в состав Учебного отряда Морского корпуса, принимала участие в войне. После революции корабль находился на долговременном хранении в Кронштадте. После ремонта с февраля 1922 года входил в состав Учебного отряда Морских сил Балтийского моря, 31 декабря переименован в «Красную звезду». С июля 1928 по март 1944 года «Хивинец» выполнял роль плавбазы. В июне 1944 года исключен из списков флота и после войны разрезан на металл.
Восемьдесят пять лет назад., 17 (4 по ст.ст.) сентября 1913 года вступил в строй первый паротурбинный эсминец Российского флота «Новик».
Закладка нового, «36-узлового» эсминца состоялась 19 июля 1910 года. 4 апреля 1911 года корабль зачислили в список судов флота и присвоили имя «Новик», 21 июня состоялся его спуск на воду:
В сентябре 1913 года «Новик» вошел в состав Балтийского флота. Три паровые турбины общей мощностью 40 000 л. с. позволили развить на испытаниях максимальную скорость 37,3 уз при водоизмещении 1260 т. Такой скоростью в то время не обладал ни один боевой корабль в мире. Вооружение состояло из четырех 100-мм орудий, четырех пулеметов, четырех двухтрубных поворотных торпедных аппаратов калибра 450 мм. Кроме того, корабль мог принимать на борт 50 мин заграждения.
Морское министерство России приняло решение построить большую серию кораблей типа «Новик». При этом первоначальный проект претерпел изменения, особенно в части главных, машин и торпедного вооружения.
В зависимости от завода-строителя и времени постройки корабли имели несколько модификаций. Теперь все они оборудовались двухвальной силовой установкой с суммарной мощностью турбин от 25 000 (1914— 1915 гг. постройки) до 32 700 л. с. на последующих сериях. Поэтому и скорость полного хода колебалась от 30 до 35 уз.
Эскадренные миноносцы типа «Новик» строились для Черного и Балтийского морей. Для этого были привлечены заводы: Металлический, Путиловский и Невский в Петрограде, «Наваль» и «Руссуд» в Николаеве, Херсонский завод, Русско-Балтийский завод и завод Беккера в Ревеле, Мюльграбенская верфь в Риге.
Всего было построено 37 единиц, пять из них вступили в строй в годы Советской власти. 20 вошли в состав Балтийского флота, 17 — в состав Черноморского. После окончания Гражданской войны в составе советского ВМФ осталось 16 «новиков», из них 12 — на Балтике и 4-на Черном море. В 1933— 1936 гг. три эсминца с Балтики были переведены на Север, а два — на Дальний Восток.
Во время Великой Отечественной войны эсминцы типа «Новик» принимали активное участие в боевых действиях. Четыре из них — «Валериан Куйбышев», «Незаможник», «Железняков» и «Войков» были награждены орденом Красного Знамени. Удачная конструкция, высокие боевые и маневренные качества обусловили длительный срок их жизни. Последние пять кораблей исключены из состава флота и разобраны во второй половине 50-х годов.
* Все даты до 14 февраля 1918 года даны по старому стилю