Предыдущая Оглавление Следующая

По американским оценкам, в середине 1980-х годов СССР расходовал на строительство подводного флота, в среднем, 9 млрд. долл. в год. (ежегодно спускалось на воду девять ПЛ различных типов), к 1996 г. эти расходы снизились до 1 млрд. долл. Однако, по прогнозам американских аналитиков, к 2005 г. они вновь могут возрасти до 4,7 млрд. долл.

Разумеется, к оценкам американцами нашего подводного флота следует подходить весьма критически: МО США в совершенстве отработало механизм лоббирования через средства массовой информации своих интересов. Когда требуется "выбивание" средств на очередную программу (а именно такое положение сложилось сейчас, когда ВМС пытаются интенсифицировать программу N-SSN), растет поток публикаций об американском "катастрофическом отставании". Когда же необходимые суммы включены в бюджет, официальный Пентагон занимает самодовольную позицию, соответствующую взглядам на российский флот популярного дилетанта Т.Кленси - автора дурацкого романа "Охота за Красным октябрем". Но все же нельзя не признать, что при наших экономических реалиях состояние подводного флота России выглядит почти благополучным: продолжается достройка ранее заложенных ПЛ и даже закладка новых, ведутся НИОКР. Более того, по ряду важнейших показателей наши лодки продолжают удерживать мировое лидерство. Разумеется, заслуга в этом не правительства и не парламентариев, а, в первую очередь, военных моряков, работников отраслевой науки и промышленности, сумевших, вопреки всему, сохранить России ее подводный флот. Весь вопрос в том, надолго ли ?

По сравнению с подводным флотом состояние надводного компонента российского ВМФ представляется более тяжелым. В строю сохранился всего один тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" (проект 1143.5, введен в строй в 1990 году, полное водоизмещение 55000 т). Другой ТАВКР - "Адмирал Флота Советского Союза Горшков" (проект 1143.4, 1987 г., 44570 т) - находится на консервации. В отечественной и зарубежной печати неоднократно сообщалось о планах продажи или сдачи в аренду этого корабля Индии. При этом крейсер планировалось переоснастить корабельными многоцелевыми истребителями МиГ-29К. Более старые (хотя и вполне "молодые" по мировым меркам) авианесущие крейсера "Киев", "Минск" и "Новороссийск" (вступили в строй, соответственно, в 1975, 1978 и 1982 годах) исключены из состава ВМФ и проданы на слом. "Приказали долго жить" и уникальные вертикально взлетающие самолеты Як-38 и Як-41М, являвшиеся гордостью отечественной авиационной промышленности. Следует заметить, что сверхзвуковой истребитель Як-41М, в начале 1990-х годов готовый к внедрению в серийное производство, до конца следующего десятилетия не будет иметь зарубежных аналогов (американский самолет JSF с аналогичными характеристиками поступит на вооружение авиации корпуса морской пехоты США не ранее 2008 года).

На самом высоком уровне подтверждалась необходимость иметь в составе русского флота, как минимум, четырех-шести авианосцев. Однако, учитывая сложившееся экономическое положение, постройка Россией новых кораблей этого класса вряд ли скоро возобновится.

На этом фоне превосходство ВМС США в "плавучих аэродромах" выглядит весьма впечатляющим. В 1995 г. американцы имели шесть атомных авианосцев типа "Нимитц" (92000-96000 т, первый корабль вступил в строй в 1975 г., еще два авианосца этого типа предполагается ввести в 1996 и 1998 гг.), один атомный авианосец "Энтерпрайз" (1961 г., 89600 т), а также четыре корабля с обычной энергетической установкой - три типа "Китти Хок" (1961-68 гг., 81000 т) и один - "Форрестол" (1959 г., 78000 т). В начале 2000-х годов в строю должно находиться 11 авианосцев. Франция располагает двумя авианосцами типа "Клемансо" (1961-63 гг., 33000 т), один из которых в 1999 году планируется заменить атомным кораблем "Шарль де Голль" (36000 т). Великобритания имеет три небольших авианесущих корабля типа "Инвинсибл" (1980-84 гг., 19500 т), оснащенных вертолетами и самолетами вертикального взлета и посадки, один подобный корабль - "Принсипе де Астуриас" (1987 г., 14700 т) -имеется у Испании и еще один - "Джузепе Гарибальди" (1985 г., 13400 т) - у Италии (в следующем десятилетии планируется строительство еще одного авианесущего корабля водоизмещением 17000-20000 т, предназначенного для замены крейсера "Витторио Венето"). Двумя небольшими авианосцами, заложенными в Англии еще в годы 2-й мировой войны, располагает флот Индии, одним - Аргентина и одним - Бразилия.

Из трех атомных ракетных крейсеров проекта 1144 (полное водоизмещение - 24500 т) крейсер "Адмирал Лазарев", вступивший в строй в 1984 году, выведен из действующего состава ТОФ и может быть разобран на металл. "Адмирал Ушаков" (1980 г.) находится в длительном ремонте. Сохраняют боеспособность лишь атомные крейсера "Адмирал Нахимов" (1980 г.) и "Петр Великий" (1996 г.). Американские специалисты считают, что значительные трудности вызывает комплектование этих крупных кораблей личным составом; численность команды каждого атомного крейсера превышает 600 чел.

Один ракетный крейсер с газотурбинной силовой установкой проекта 1164 (11500 т) - "Слава" - находится в составе Черноморского флота, "Варяг" (бывший "Червона Украина") - на ТОФ и "Москва" (бывший "Маршал Устинов"), приписанный к БФ, проходит ремонт и модернизацию в Николаеве (это один из немногих примеров успешного сотрудничества судостроителей России и Украины). Еще один крейсер типа "Слава" стоит у достроечной стенки в Николаеве, его дальнейшая судьба не определена.

Российские крейсера оснащены противокорабельными комплексами "Гранит" или "Базальт" с дальностью стрельбы более 500 км, входящими в состав РУК, а также многоканальным ЗРК большой дальности "Форт". Эти корабли предназначены, в первую очередь, для борьбы с авианосными группировками противника.

Крейсерские силы американского флота в начале 1996 года включали два корабля с ядерной силовой установкой типа "Вирджиния" (1976-80 гг., 11000 т) и два -  "Калифорния" (1974-75 гг., 11000 т). Еще один атомный крейсер - "Тракстан" - исключен из состава флота в 1995 г.). Имелось, также, 27 новейших крейсеров типа "Тикондерога" (1983-93 гг., 9200 т) с ГТД и один устаревший атомный корабль "Бейнбридж" (1962 г., 8600 т), который планировалось исключить из состава флота к 1997 г. Американские крейсера, основная задача которых - защита авианосцев и действие по береговым целям, несут КР "Томагавк" и ПКР "Гарпун", ЗРК большой дальности "Стандарт" или многоканальный ЗРК средней дальности "Иджис", а также 127-мм артиллерию. По сравнению с российскими крейсерами они обладают меньшим противокорабельным ударным потенциалом.

Франция располагает крейсером-вертолетоносцем "Жанна Д'Арк" (1964 г., 12400 т), использующимся как учебный корабль, Италия - крейсером "Витторио Венето" (1969 г., 8800 т). В составе других флотов кораблей класса "крейсер" нет.

Из семи российских больших противолодочных кораблей (БПК) проекта 1134Б (западное обозначение - Kara, 1971-79 гг., 8470 т, в ряде зарубежных изданий они классифицируются как крейсера) два корабля разобраны на металл, один ("Очаков") поставлен на ремонт и модернизацию, его будущее сегодня трудно прогнозировать, два корабля продолжают службу в составе ТОФ, один - на СФ и один - на Балтике.

Завершены испытания усовершенствованного БПК проекта 1155.1 "Адмирал Чабаненко" (8900 т), оснащенный ПКР типа "Москит", ПЛРК типа "Водопад", 130-мм артиллерией и усовершенствованной электроникой.

Из 11 относительно новых БПК проекта 1155 типа "Удалой" (7570 т, вступили в строй в 1980-92 гг.) в составе ВМФ находится 10 кораблей: пять - на СФ и пять - на ТОФ. Еще один корабль этого типа исключен из состава флота в 1994 г. после пожара.

Из 21 заложенного в 1976-89 гг. эскадренного миноносца проекта 956 типа "Современный" (7940 т) - носителей ПКР "Москит", ЗРК "Ураган" и мощных 130-мм орудий - 17 кораблей находятся в строю (10 - на СФ, шесть - на ТОФ и один - на БФ), постройка еще двух кораблей продолжается (в печати сообщалось о их продаже Китаю), а один эскадренный миноносец разобран на металл.

Американский флот имеет 11 ракетных эскадренных миноносцев типа "Эрли Берк" (8315 т, первый корабль введен в строй в 1991 г., всего планируется построить 32 эсминцев этого типа), четыре - типа "Кидд" (1981-82 гг., 8570 т) и 31 - типа "Спруенс" (1975-83 гг., 8040 т).

42 современными эскадренными миноносцами располагает флот Японии; в начале 1996 г. в его составе насчитывалось два ракетных эсминца типа "Конго", оснащенных ЗРК типа "Иджис" (8900 т, первый корабль вступил в строй в 1993 г., еще один ЭМ этого типа строится), два - "Хатакадзэ" (1986-89 гг., 5500 т), три -"Татикадзэ" (1976-83 гг., 4800 т) и один - "Амацукадзэ" (1965 г., 4000 т). Имелось четыре эсминца-вертолетоносца - два типа "Сиранэ" (1980-81 гг., 6800 т) и два - "Харуна" (1973-74 гг., 6300 т), а также восемь обычных эсминцев типа "Асагири" (1988-91 гг., 4200 т), 12 - "Хацуюки" (1982-87 гг., 3700 т), четырьмя - "Ямагумо" (1968-78 гг., 2750 т), четырьмя - "Такацуки" (1967 г., 4200 т) и двумя - "Минэгумо" (1968-70 гг., 2750 т, учебные).

Предыдущая Оглавление Следующая