Весовые данные МУ-2 |
||||
Система |
Вращающаяся часть, т |
Неподвижная часть, т |
Оборудование в погребах, т |
Общий вес установки, т |
На бетонном блоке с верхней подачей и приводами |
40,8 |
10,7 |
6,2 |
57,7 |
от электродвигателя То же, но без приводов от электродвигателя |
40,1 |
10,7 |
6,2 |
57,0 |
На бетонном блоке без верхней подачи и без электродвигателей |
39,6 |
9,9 |
- |
49,5 |
Корабельный вариант с верхней подачей и электродвигателем |
40,8 |
3,7 |
- |
44,5 |
То же без верхней подачи и электродвигателя |
40,1 |
2,9 |
- |
43,0 |
В сентябре 1941 года на НИАПе была испытана 152-мм система МУ-2 на железнодорожном транспортере Б-64.
В начале войны на НИМАПе были проведены контрольные отстрелы 6 качающихся частей МУ-2.
В 1940 году АНИМИ дал заказ заводу № 172 на проектирование 152-мм пушки на мехтяге на базе МУ-2 с качающейся частью Б-38, со сроком готовности техпроекта IV квартал 1941 года.
В 1941 году ОКБ-172 были разработаны эскизные схемы:
а) МУ-2/Б-4 ( установка МУ-2 на лафете Б-4);
б) МУ-2/П ( установка МУ-2 на возимом основании).
В 1944 году ОКБ-172 была проведена корректировка рабочих чертежей МУ-2 перед запуском в серию. В 1945-1946 годах на заводе "Большевик" была изготовлена головная серия МУ-2 в береговом варианте.
В 1947 году ОКБ-172 была проведена новая корректировка чертежей МУ-2 по итогам изготовления головной партии. В конструкцию установки были внесены конструктивные и технологические изменения, как то: кованный казенник заменен литым, вместо клепанного боевого стола введен сварной, большинство деталей стали изготавливаться путем штамповки, и т.д.
После этого установки, изготовленные по измененным чертежам выпуска 1947 года стали именоваться артустановками МУ-2 II-й серии.
В описании установки МУ-2-IIс, изданном в 1952 году, говориться только о ручном приводе ВН. Тем не менее в приводах ВН и ГН сохранились рычаги переключения с ручного на электрический приводы.
В 1946 году завод № 232 ("Большевик") сдал 18 установок МУ-2, в 1947 — 32 установки, в 1948 — 16 установок, и в 1950 — 16 установок.
На начало 60-х годов в ВМФ было 15 установок МУ-2 II-й серии. Из них 4 установки на батареях СФ (батарея № 210)*, 4 на батареях ЧФ и 7 на центральных складах.
В 1948 году был утвержден техпроект МУ-2М, разработанный ОКБ-172. Установка МУ-2М предназначалась для стационарных батарей БО и являлась модернизацией МУ-2-IIc. Модернизация заключалась в введении пружинного досылателя по типу МУ-1 и в установлении круговой броневой защиты.
Опытный образец МУ-2М с круговой броней был изготовлен заводом № 232 и прошел заводские испытания в 1952 году. В ходе этих испытаний сместился лейнер, определен ряд других конструктивных недоработок. Проект решено доработать в КБ завода № 232, главный конструктор Вылкост Т.Д. В конце 1952 года системе решили присвоить новый "большевистский" индекс "Б-140". Но почему-то этот индекс не прижился и установка получила индекс МУ-2МБ (башенная — ?). Угол ВН остался -2°; +40°. Электрических приводов не было по-прежнему, зато угол заряжания стал +10°; +25° вместо 0°; +12°. Соответственно возросла скорострельность на больших углах. МУ-2МБ должна была иметь ПУС "Бурея" или "Москва".
В 1955 году МУ-2МБ прошли заводские и полигонные испытания, и на этом все работы по ней были прекращены.
Казенник пушки МУ-2 (слева) в сравнении с исходной корабельной пушкой Б-38
Схема 152-мм установки МУ-2
* — Батарея № 210 введена в строй в 1953 г., имела радиолокационную систему управления стрельбой "ЗАЛП-Б".