305-мм береговая гаубица (12"/20)
Два гидравлических компрессора и три воздушно-гидравлических накатника собраны в одном желобе (люльке) со сквозными каналами.
Подъемный механизм имел две зубчатые дуги.
Клепаный станок опирался на шары установочного круга, который закреплен на бетонном основании.
Приводы ВН и ГН — вручную и от общего электродвигателя через две муфты Дженни.
Кроме Дурляхера проект 16" гаубичного лафета представил 7.03.1914 г. Металлический завод.
По сведениям генерала Барсукова, 16" береговая гаубица была заказана фирме Шнейдера. Гаубицы была изготовлена и реквизирована французским правительством. В России же в 1916 году ОСЗ были заказаны четыре 16" гаубицы, но это были уже чисто полевые подвижные системы со значительно худшей баллистикой.
В 1915 году ОСЗ изготовил для Морведа восемь 12"/20 гаубиц обр. 1915 г., которые предполагалось использовать в качестве стационарных береговых установок.
Станки для них делал Металлический завод, причем по заказу ОСЗ, а не Морведа. В том же 1915 году четыре 12"/20 гаубицы были переданы из Морведа в ГАУ, и в дальнейшем ОСЗ изготовлял такие же гаубицы для Военного ведомства.
Данных о применении 12"/20 гаубиц в береговой обороне в 1915-1922 годах нет. В 1923 году четыре 12"/20 гаубицы были установлены в Батуме на береговой батарее № 6 в лощине к востоку от Кахиба. В 1923 году обеспеченность ее боекомплектом составляла 11%. К началу 30-х годов гаубицы на батумской батарее были демонтированы.
В 1930 году вблизи Владивостока на острове Русском у бухты Воевода возводится батарея № 911. В 1931 году в ее составе было две 12"/20 гаубицы обр.1915 г., а затем стало четыре 12"/20 гаубицы.
305-мм гаубица на позиции в Батуми